Больше рецензий

Roman-br

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 июля 2016 г. 01:44

600

4

Как всегда, в академическом издании античных классиков в серии ЛП - самые тщательные и полные комментарии. Книга состоит из трех произведений римского писателя 2-го века н. э. Апулея: Апология, Метаморфозы (или Золотой Осел) и Флориды.

Апология выглядит как речь в защиту самого себя против обвинений в занятиях магией. Из Апологии мы узнаем большинство биографических сведений о самом Апулее. На суде Апулею было 30-33 года, а проконсулом Аррики в то время был некий Клавдий Максим (157.58 гг.). Стало быть, родился он около 124-125 года. Из его упоминания проконсулов во Флоридах следует что в 70-х годах он еще был жив. Апулей родился в римской првинции в Африке - Мадавре на территории нынешенего Алжира в семье крупного чиновника. Сначала учился философии в Карфагене, затем в Афинах, откуда направился в Рим, где изучил латинский язык и стал выступать в суде. В связи с последним обстоятельством (изложенном в статье Грабарь-Пассека) мне не ясно какой язык был первым языком Апулея? (Комментарии приветствуются).

Затем он предпринял поездку в Александрию, по дороге в которую заболел и встретил своего друга Понтиана. Это изменило его жизнь. Он женился на матери Понтиана, богатой вдове Пудентилле, которой был младше лет на 10. Родственники вдовы не могли спокойно смотреть как состояние Пудентиллы уходит к Апулею и попытались привлечь его по статье Магия. Но то, что 30-летний красавец (как он сам себя описывает и с чем согласуются несколько сохранившихся изображений Апулея) никак не мог жениться на вдове за 40 иначе как околдовав ее - не звучало убедительно в суде. Обвиняли его и в том, что он якобы магией приводил в бессознательное состояние мальчика-раба, у которого, судя по описаниям, была просто-напросто эпилепсия. Занятие анатомией рыб приняли за магию, поскольку животных использовали в магических ритуалах. Причем обвиняли Апулея не напрямую, что было опасно в случае если клевета будет обнаружена, а косвенно, посредством "защиты и представления интересов" другого сына Пудентиллы, подростка. Апология вряд ли представляет собой речь написанную Апулеем перед судом. Скорее всего такой объемный труд был написан после суда, в духе платоновской Апологии Сократа.

Метаморфозы или Золотой Осел - первоклассный роман о приключениях юноши, которого нездоровый интерес к магии привел к тому, что по ошибке он был превращен в осла и захвачен бандитами. Переходя от одних хозяев к другим, испытав невыносимый труд, пострадав от побоев и извращений, в последней главе он молиться Прозерпине, которая вызволяет его взяв с него обязательство стать служителем ее культа. Роман полон авантюрных и любовных историй, самая известная из которых - сказка об Амуре и Психее. Некоторые истории, например о любовнике, который прятался в бочке, я встречал у Боккаччо (и кажется имя Апулея великий писатель эпохи Возрождения не поминал :)). Название Золотой Осел пришло в средние века, поскольку эпитет золотой выражало наивысшую оценку читательской аудитории. Роман написан высокопарным языком. Даже разбойники говорят как лорды в английском парламенте, что вначале кажется несуразицей, но, если верить комментариям, то те кто владеет латынью, сразу понимают иронические и пародийные моменты романа, игру слов и т. п.. Судя по тому, что Метаморфозы не упоминаются в обвинениях против Апулея в занятиях Магией, роман был написан уже в зрелые годы, около 170-180-х гг н. э.. Верооятнее всего Апулей позаимствовал сюжет Метаморфоз из сочинения «Лукий, или Осёл» приписываемое ошибочно Лукиану Самосатскому, но которое видимо является подражанием еще более ранним милетским рассказам некоего Лукия из Патр.

Флориды - собрание речей и небольших философских наблюдений. Не обладают особой оригинальностью, хотя местами - стилистически блестящие. Мне было любопытно читать речь Апулея перед собранием в связи с решением города Карфагена поставить ему памятник. Очевидно, что Апулей был самовлюбленным и самоуверенным человеком, но видимо такая форма речей, с упоминанием собственных заслуг, покровительства начальства и т. п. была вполне допустима в то время.

Академическое издание богато примечаниями погружающими в мир мифологии, магических и религиозных обрядов Греции, Рима и Египта, повседневной жизни. Так, не пренебрегая мелким шрифтом в конце книги, можно узнать как выглядели дверные петли в Римской Империи, как был устроен суд, театральные подмостки. Можно прочитать и о том, что души умерших были четырех видов (Лемуры - все вообще души усопших, Лары - добрые духи-покровители своих потомков, Ларвы - души злых людей, не нашедших покоя в подземном царстве и пучающих живых, Маны - души, о которых неизвестно Лары они или Ларвы.