Больше рецензий

19 июня 2016 г. 23:05

411

3.5 Сказка о Диснее

Книгу я покупала букинистическую, и мне достался экземпляр, который, хоть и был в достаточно неплохом состоянии, но явно побывал в детских руках – картинки с Белоснежкой, Дамбо и некоторые другие были старательно и с сильным нажимом обведены по контуру. И хотя в другой ситуации у мня бы появилось непреодолимое желание руки поотрывать за такое кощунство, здесь меня это почему-то даже умилило, напомнив мне, как в детстве я и сама под копирку переводила рисунки из книг, причем частенько подсовывая копирку не той стороной. Было такое, чего уж тут.

В целом книга напоминает краткое введение в диснеелогию, или тщательный реферат на тему становления всем известной нам студии. Без подробностей о личной жизни Диснея, его жене, дочерях, брате. Ни слова и о «Nine Old Men», чья анимация до сих пор является эталоном, и работу которых можно изучать в буквальном смысле покадрово. Не хватает подробностей и о многих нововведениях Уолта. В книге ни слова о его принципах анимации, на которые по-прежнему опираются все аниматоры. Дисней, конечно, не был первооткрывателем анимации, но он стал тем, кто сделал из нее то, что мы имеем сейчас.

Знаете, это очень странно, но в книге даже не упоминается название первого мультфильма о Микки. Или, например, автор обошел стороной забавный факт, что за Белоснежку Дисней тоже получил Оскар и еще семь маленьких в придачу. Книга вообще местами немного напыщенная и наполненная бесконечными многоточиями…
(не удержалась, извините. Но там и вправду под конец многоточий по три штуки на страницу).

Излишний пересказ сюжетов тоже не радует, особенно такое подробное разложение «Фантазии». Сам автор про одну из короткометражек написал:

Движение рисунка необходимо видеть. А когда это движение еще неразрывно связано со звучанием музыки, то надо его и слышать. Описание тут мало поможет.


И потом целая глава посвящена пересказу мультфильма, который вообще нет смысла пересказывать без его показа. С другой стороны, возможно, это сейчас нам просто найти в сети все мультфильмы, я не знаю, сколько из этого было доступно в то время советскому зрителю. Может, в 1968, чтобы донести свою мысль, без пересказа было никак.

Но, несмотря на все эти недостатки, все равно складывается некая картинка об этом уникальном человеке. Вот уж точно сказка, как от молодого человека, у которого не хватает денег выкупить из ремонта ботинки, он стал Диснеем. Целеустремленный, талантливый и трудолюбивый. Такие корпорации на пустом месте не рождаются, нужно действительно обладать какой-то нечеловеческой работоспособностью и неиссякаемыми идеями. Которые, при всем при этом работают. Многие инвесторы считали его безумцем, но он стал не только первым во многих вещах, да и еще каким успешным первым! Есть подозрение, что, как и многие гениальные люди, он обладал несносным характером, но какая уже по сути разница, все равно невозможно не восхищаться этой уникальной личностью.

Вообще хотя книга написана в далеком от современной анимации 1968 году, это в какой-то мере даже плюс – там мелькают те названия фильмов, о которых, уверена, мало кто слышал, но которые на тот момент были весьма актуальными и значимыми. Возможно, в более современных книгах о них не упомянули, рассказывая читателям уже о другой странице в истории студии, зато у Арнольди это есть. Порадовало и упоминание и о студии UPA. Опять же, мало кто о ней слышал, но даже за такое короткое свое существование она тоже успела стать вехой в истории анимации.

Откровенное фырканье у меня вызвали только две цитаты, которые заодно и повеселили. Вообще очень долгое время на студии женщины принимались только в отдел заливки, по сути, в отдел "раскрашивания". Ничего творческого. Да и в целом анимация была мужским делом, женщин на должности аниматоров не принимали очень и очень долго. Видимо, и автор тоже был невысокого мнения о нас:

Кстати сказать и все-то колдовство сводится к превращению красавицы в мерзкую ведьму (а это, к сожалению, не такое уж чудо) [….].

Животные ходят друг к другу в гости, ведут светские разговоры об удобствах обстановки своего жилья (норы, логова), [….] а дамы, как полагается, занимаются праздной болтовней и сплетнями.


Ну да и ладно. Несмотря ни на что, если вам интересен путь Диснея, почитайте. Книга достаточно короткая, чтобы не жалеть потом о потраченном времени, а интересных фактов о жизни Уолта там тоже хватает. Ну ладно, не хватает, хочется еще больше и больше, но они там есть. Для знакомства с Уолтом Диснеем для начала хватит.


Кстати, если вы хотите посмотреть на самого Диснея, сейчас на ютьюбе доступны многие программы, которые он вел для телевидения. Ищите, например, «Walt Disney's Disneyland», «Walt Disney's Wonderful World of Color”. Все вместе это на вики называется «Walt Disney anthology television series», и там же вы найдете полный список всех названий под которым эта передача еженедельно выходила на протяжении сорока лет (и хотя названия и разные, по сути это одно и то же). Можно найти выпуски о съемках фильмов, о постройках аттракционов и, самое интересное, о том, как делали мультфильмы на студии.

Ветка комментариев


Очень интересно!
Микки, наверное, хватило и обложки :) Мультфильмы же действительно лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать их сюжет, тем более Диснеевские мультфильмы. Помню, в 80-х нас отправили в детский лагерь на море, и там был бар с видеомагнитофоном, где постоянно крутили VHS с короткометражными мультиками. Это было для нас так ново и так круто :)

в детстве я и сама под копирку переводила рисунки из книг

Такое увлекательное занятие, кстати! :)