Больше рецензий

14 июня 2016 г. 11:51

116

4

Все произведение – лишь гипербола.

Эта книга удивительна уже тем, что очень сложно описать ее одним жанром. Сатирические, почти гротескные первые главы, переполненные гиперболой и нереалистичность, создают впечатление, что это лишь высмеивание человеческих пороков под мистические сказки и не более. Далее – сказки становится все больше и все «жертвы» Альрауне перечисляются Эверсом настолько холодно-жестоко, что вспоминаются сказки братьев Гримм, где ужасы происходят ровно столько раз, сколько необходимо для кольцевой композиции. Альрауне вызывает интерес, но Эверс не спешит рассказывать нам о ней, а акцентирует внимание на ее окружении и тех изменениях, которые происходят благодаря ее таинственной пугающе-обаятельной красоте. И вот нам начинает казаться, что Альрауне – чистое зло, и лишь в определенный момент мы понимаем, что она была лишь зеркалом, отражающим человеческие пороки – будь то девочки, которые беспрекословно её слушались и стали своеобразном жертвой «идолопоклонства» или водитель, желающий изменить своей жене. Альрауне не делает ничего, она лишь наблюдает, как люди подходят к пропасти, но все время мы слышим рефрен «она губит всех, кто рядом с ней». Мы все не можем понять, виной всему мистика или случайность? Перед нами проклятье или человеческая глупость?

Альрауне – идеал, сочетание мужского и женского в одном теле, добавить к этому каплю дьявольского обаяния и перед нами самая настоящая искусительница. Сцена, в которой Альрауне предстает в мужской одежде, настолько потрясет нас сейчас, а какое же она производила впечатление на людей своего времени? Несмотря на то, что Эверс постоянно пытается выдать свой роман за некую притчу, легенду, не имеющую отношения к реальности, это лишь декорации. Альрауне потрясает тем, насколько она современна для своего времени.

Эверс большую часть произведения представляет нам Альрауне как нечеловека, некое существо, которое не имеет ни чувств, ни души и потому оставляет без внимания её внутренний мир. Но все меняется к концу книги, где он, очередной раз всех обманув, раскрывает в ней всё человеческое. Последние главы больше похожи на описание эдемского сада, райских кущ, и нас опять пытаются оторвать от реальности. Но мы не поддаемся и находим в этом лишь самые лучшие декорации для чистой любви. И здесь уже нет места для едкой сатиры или мистики. Эверс снова удивляет.

Расскажи Эверс только часть истории или поменяй хоть немного в этой мистическо-реалистичной сказке, созданный им мир бы сломался. Но он не стал этого делать, а своим стилем лишь дополнил впечатление, которое хотел произвести.