Больше рецензий

rezvaya_books

Эксперт

просто делюсь мыслями

31 мая 2016 г. 13:24

148

3.5

Древнегреческие мифы веками служили и служат источником вдохновения для многих писателей, художников, скульпторов. Мифы подарили нам бессмертные образы Прометея, Кассандры и многих других. Они же были источником вдохновения и для Эсхила, создавшего свои знаменитые произведения, за которые его прозвали "отцом трагедии".
Собственно, все трагедии, вошедшие в данное издание, представляют собой пересказ или интерпретацию древних мифов. Поэтому без знаний мифических сюжетов понять, что вообще происходит, а точнее почему, будет довольно сложно. Это не касается разве что трагедии "Прометей прикованный", поскольку история Прометея знакома всем и каждому во всех подробностях. Конечно, множество сносок в книге помогают разобраться с пробелами, но подобное постоянное "спотыкание" очень затрудняет чтение, делая его скучным и трудоемким. Кроме того, желательно знать не только мифы, но и некоторые особенности древнегреческого театра, его истории, структуры представления. Поэтому нам, современным читателям, сложно оценить по достоинству заслуги Эсхила. Его трагедии могут показаться нам наивными, не обремененными какой-либо глубокой философией. По сути, смысл всех прочитанных трагедий сводится к идеям:
- верности родине и семье;
- торжества справедливости и правды;
- предопределенности человеческой судьбы, т.е. чему быть, тому не миновать.
Сами по себе идеи вечны, но представлены в очень плоской, пресной форме. Но мы, искушенные Шекспиром и Чеховым читатели, с барского плеча прощаем это товарищу Эсхилу и признаем его неоценимые заслуги перед мировой драматургией как данность ))) Кроме того, в своих трагедиях Эсхил выражал взгляды на общественно-политическую ситуацию в тогдашней Греции, чего я вообще не заметила и не поняла бы, если бы не предисловие к книге.
Первые три заявленные в книге трагедии не очень интересны ("Просительницы", "Персы", "Семеро против Фив"). В них главная роль принадлежит в основном хору, что делает трагедии безликими. Но начиная с "Прометея прикованного", можно заметить, как растет и меняется мастерство Эсхила. Именно Эсхил уменьшил значение хора в постановках, сделав акцент на главных персонажах. Поэтому в трилогии "Орестея" уже можно найти хорошо созданных, хара́ктерных персонажей. Мне в этом плане очень понравилась первая трагедия трилогии "Агамемнон". Это вещь жестокая и кровавая, и поэтому очень эмоциональная, психологически напряженная. Яркий образ Клитемнестры стал для меня лучшим во всей книге, несмотря на всю ее кровожадность. В этой трагедии и следующей части "Жертва у гроба" ставится вопрос о том, правильно ли следовать принципу "око за око, зуб за зуб" и можно ли оправдать такую кровавую месть как убийство собственной матери. Тот еще психологический триллер )))
Лично мне для общего развития эта книга была полезна и местами довольно увлекательна. Если вы не захотите читать всю книгу, то остановить свой выбор можно только на "Прометее", где Эсхил "расцветает" и трилогии "Орестея", где Эсхил уже "в самом соку".

Комментарии


сойдусь в оценке, среди множества прочитанных античных произведений, Эсхил для меня слабоват, хотя может быть всё дело в переводе и в том что я читала это было безумно нужно сухо и скучно


Мое издание читалось легко, почти как настоящие стихи. Сильно скучно не было, но и оценку не повысило. Как-то так...


Мммм здорово, что как стихи)