Больше рецензий

30 мая 2016 г. 15:06

451

3.5

Шесть лет! Долгих шесть лет стояла эта книга в ожидании на моей полке, и, как выяснилось, совершенно зря.

Началось всё с того, что я наткнулась в университетской библиотеке на толстенную книгу под названием Neue Vahr Sued - продолжение "Берлинского блюза", которое на русский язык так и не было переведено. "Книга современного автора, да ещё и напечатанная в Германии! Ничего себе!" - подумала я и начала читать. Не могу сказать, что осталась в диком восторге, но что-то такое было в этой истории, какая-то особая атмосфера, смесь юмора, дурацких ситуаций, юношеских проблем и меланхолии. В общем, я заказала первую книгу серии, которая в оригинале называется "Господин Леманн", и благополучно о ней забыла.

А, может, и к лучшему. Теперь посмотреть на мир глазами почти тридцатилетнего героя мне уже не так трудно. И в чём-то я его понимаю, но...

Итак, коротко о плюсах и минусах.

Что понравилось:
1) Атмосфера Берлина, его улиц, площадей, баров, дух того неспокойного и уже далёкого от нас времени. Всё это передано очень живо и притом ненавязчиво - через поток сознания главного героя. К концу книги настолько в неё вживаешься, что начинаешь скучать по Винерштрассе, Марктхалле и даже немного по Нойкёльну.

2) Язык автора и его лингвистические находки. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, в моём случае ещё и приправленные прелестями немецкой грамматики, воспринимались поначалу с трудом, но то, как Регенер воспроизвёл ход мыслей обычного человека, со всеми их непредсказуемыми, спонтанными переходами, не может не восхищать. Именно благодаря этой нарочитой обыкновенности, если не сказать - заурядности главного героя веришь ему с первых строк.

3) Настроение книги. Чуть ли не в первый раз название книги в переводе нравится мне больше оригинального. Несмотря на всю обыденность описываемых событий, она лирична, пропитана лёгкой, светлой осенней грустью. Так и слышишь шорох опавших листьев под звуки саксофона. И никаких трагедий вроде не происходит, но почему-то очень, очень грустно. И обидно, что надежды в очередной раз не оправдались.

Что не понравилось:
1) Обилие алкоголя в книге. Его в ней так много, что Ремарк нервно курит в сторонке. Поначалу я пыталась отнестись к этому с пониманием, всё-таки Кройцберг, богемная среда, герои работают в пивнушках. Но когда сцены за пивом стали занимать уже больше половины действия, закралась мысль, что главный герой - не рефлексирующий почти интеллигент, а просто алкоголик, пьющий от безделья и сам создающий себе проблемы. И хотя Катрин особой симпатии не вызвала, её измену я не оправдываю, совершенно ясно, что рядом с Леманном может быть только такая же безынициативная и плывущая по течению особа, как он сам.

2) Несколько невразумительным показался общественно-политический фон. Вроде он есть, а вроде его и нет. Зачем говорить о падении Берлинской стены, если всем основным героям оно совершенно по барабану и никак на них не влияет?

P.S. Да, герр Леманн милый, да, он остроумный, да, верный. Но всё равно какой-то серый и непримечательный. Из всех героев этой книги по-настоящему мне понравился только Карл. Вот о нём бы я почитала ещё. И, к моей радости, такая книга уже написана Регенером в 2013 году. Буду её искать :)