Больше рецензий

24 мая 2016 г. 10:05

976

3.5

В XIX веке во все еще раздробленной Италии шла борьба за национальное объединение и освобождение от иноземного гнета. Завершилась она лишь в 1861 году – Италия превратилась в конституционную монархию, а папа потерял свою светскую власть, и Рим стал столицей нового государства в 1871-м.

Поскольку при принятии новых законов уже единой страны не учитывались особенности ее провинций (условия жизни, традиции, язык), в народной среде обострились внутренние противоречия, что и привело к возникновению в южной Италии – Сицилии и Сардинии - нового направления в итальянской литературе – веризма (от слова «vero» - истинный, правдивый), главной задачей которого стало отражение реальной действительности.

В данный сборник вошли классические художественные произведения (в основном, рассказы), рассматривающие роль религии в жизни крестьян и общества в целом. Согласно аннотации, ее негативную роль. На мой взгляд, это все-таки не совсем так: сами веристы – по крайней мере, часть из них – рассматривали веру не как предрассудок, а как нравственное начало, стремление человека к добру – духовный опыт многих поколений. На страницах данной книги итальянские писатели акцентируют внимание читателей на проблеме религиозного фанатизма, внутренней борьбе чувств (и искушений) священника с запретами Церкви, истинном лице и мотивах ее служителей, слепой вере в чудеса, взаимосвязи ответственности за свои поступки со страхом божьего наказания…

Рассматривать сюжет каждого рассказа, наверное, не имеет смысла: интриги не будет. Мне запомнились:

- трогательные «Пой-псалом» Луиджи Пирандело и «Первая исповедь» Грации Деледда;
- «Ссора с патриархом» Луиджи Капуана (наверное, потому что так назван весь сборник, и уж очень похоже на отражение нашей действительности, когда люди ждут чуда от Бога, сами ничего не делая);
- «Серебряное распятие» Антонио Фогаццаро, который был номинирован на Нобелевскую премию в 1901, 1902, 1906, 1907, 1908, 1910, 1911 годах, - наверное, за свои романы. Данный рассказ отличается хорошо построенной сюжетной линией – и языком.

В плане последнего, я бы, на свой вкус, еще отметила Грацию Деледда и Габриэле Д’Аннунцио.

Повесть Грации Деледда «Мать». Сыну бедной служанки повезло: благодаря матери Пауло избавлен от тяжелой работы мельника или пастуха, работы его предков, - он стал священником. Но Пауло влюбляется в женщину из своего прихода - начинается его внутренняя борьба.

Меня повесть, в целом, не впечатлила, персонажи не понравились. На мой взгляд, Пауло больше волновала не его духовная чистота перед Богом, а долг перед матерью и страх осуждения людьми.

Луиджи Капуана «Маркиз Роккавердина». По-моему, этот роман, прежде всего, о предрассудках общества. Судите сами: простая крестьянская девушка Агриппина Сальмо десять лет была любовницей маркиза и на правах хозяйки жила в его доме, а родственники сицилийского аристократа очень боялись, как бы он на ней не женился и не запятнал их знатный род. И тогда маркиз – для отвода глаз - выдал ее замуж за своего слугу, взяв с обоих клятву, что брак будет фиктивным - Сальмо так и осталась его любовницей. Но время от времени он думал: а вдруг Агриппина ему не верна… Потом думал чаще, пока мысль не стала навязчивой идеей. И, в конце концов, убил своего преданного слугу. Это только завязка, и заканчивается там все плохо.

Согласно примечанию, Капуана написал свой роман под впечатлением «Преступления и наказания» Достоевского, отведя религии несколько иную роль – на мой взгляд, роль предрассудка. Ну а сравнивать его персонажей с героями романа Достоевского, считаю, смысла нет – здесь нет тщательной прорисовки характеров, их глубины.

И «любовь» главных героев мне не близка.
Согласно тому же примечанию, прототипом Агриппины Сольмо послужила Беппа Сансоне, служанка в доме Л. Капуаны, которую он любил многие годы. Думаю, он на ней так и не женился, но дело не в этом. В романе она показана как «раба» маркиза – ни в чем не перечила, ни в чем не отказывала, обслуживала и в постели, и в хозяйстве … И сам маркиз говорит, как он ее за все это любил. И вот мне не понятно, что это за «любовь» такая у людей?! Я в данном случае имею ввиду именно маркиза - в ее-то рабскую любовь я поверила. Почти.
Последние строчки заставили задуматься:

И казалось, она хотела оставить тут всю свою душу, исполненную благодарности и гордости за то, что до такой степени была любима маркизом Роккавердина.

В целом, для знакомства с творчеством итальянских писателей-веристов данный сборник не плох. Правда, для меня такое обилие было избыточным, и я читала дозированно.

Прочитано в рамках игры «Игра в классики. Тур №6».