Больше рецензий

sher2408

Эксперт

Шнырлиц - регулировщик хвоста, завиватель спиралей

10 мая 2016 г. 16:52

811

5 Живое слово истинного сына России

Как жаль, что такого автора как Владимир Соллогуб незаслуженно забыли. Ведь он создал великолепную галерею характеров патриархальной России, описал быт русского дворянства и обывателей средины 19 века. Автор грустен и насмешлив, проницателен и серьёзен, строг и снисходителен, раним и беспристрастен, эмоционален и лиричен, мечтателен и приземлен, полон сострадания к человеку, неважно к какому сословию тот принадлежит.

Граф Соллогуб не отрешается от своих героев, а пропускает через себя их чувства, - смеется над страстями, сочувствует обездоленным и страдающим, измывается над модными, скучающими, пресыщенными жизнью людьми, высмеивает праздность и празднословие, печалится, видя несовершенство общества и несправедливость судьбы. Он стучится в сердце читателя своим основным оружием – иронией, и рассказывает свои истории в надежде найти сострадание и понимание.

«Тарантас»
В повести ведется рассказ о поездке в старинном экипаже тарантасе (символе уходящей эпохи) из Москвы в Казань двух совершенно разных по характеру и мировоззрению помещиков – обедневшего, далекого от реальности мечтателя Ивана Васильевича и прагматичного хозяйственника Василия Ивановича. Казалось бы, сюжет банален и прост, однако описываются путевые впечатления настолько ярко и с юмором, настолько точны наблюдения рассказчика за окружающим миром, настолько искренни чувства героев, попадающих в обычные ситуации, что путешествие становится невероятно увлекательным.

Весь путь подобен витражу, состоящему из множества разноцветных стеклышек, которые тасует судьба и склеивает между собой посредством колоритных образов, порой карикатурных, становящихся приметами городов и весей, бытовых реалий; превращающихся в символы сословий (чиновничества, купечества, разночинства, дворянства, крестьян, служивых, ремесленников, цыган). Это не просто повесть – это энциклопедия нравов русской глубинки.

«Серёжа»
Главный герой повести существо аморфное, совершенно безвольное и малодушное, вечно витающее в облаках, старательно вцепившееся в идею собственной влюбленности (желательно, чтобы объект любви был не доступен). При этом Серёжа способен в мгновение ока забыть о неземной любви, лишь только его поманят «сладеньким». Со временем он сожалеет о потерянном увлечении, как о лучшей «точке в своей жизни», но ветер переменчив, и так же непостоянен Серёжа, превративший ужасную утрату в «горькую глупость». Соллогуб создал собирательный образ бездельника порхающего по увеселениям, бесхарактерного, никчемного, не способного на поступки, эдакого лёгенького одуванчика-сорочонка. Такой человек, по мнению автора, обречен на вечный круговорот: «И всё то же да то же: ноги устали, сердце пусто, мыслей мало, чувства нет…». И вроде человек он неплохой, да только представляет собой всего лишь пшик (автор даже не одарил фамилией столь незначительный объект).

«История двух калош»
Трагическая история бедного талантливого человека, чуждого обществу, живущего лишь музыкой и воображением, но погруженного бедствиями в пучину отчаяния. Сколько его не подталкивали окружающие, он так и не сумел жить по принципу «Хочешь успеха? Брось совесть».

«Аптекарша»
Ироничная повесть о том, что не все то золото, что блестит. Автор рассказывает о любовном треугольнике, две стороны которого испытывают к женщине вроде бы одни чувства, но в то же время весьма отличающиеся: один поражен истинной любовью, ничего не требующей, надежной, жертвенной; второй же – любит от скуки, он подобен блестящей погремушке, наполненной красивыми словами. А женщины так падки на блеск и обещания, и иногда, даже осознавая свою ошибку, сгорают, не найдя силы сделать шаг к неприметному, но искреннему чувству…

Дальше...


«Приключение на железной дороге»
Оформленный в виде дневниковых записей рассказ о том, как даже один, вроде бы незначительный разговор с попутчиком может сыграть немалую роль в будущем человека, а загадки делают жизнь интереснее.

«Неоконченные повести»
Небольшой рассказ об утраченном счастье, о суетности и скоротечности жизни. Сюжет рассказа основан на истории сестры соученика Соллогуба по Дерптскому университету (девушку выдали замуж за богатого человека, но он не сумела и не захотела жить в золотой клетке, угаснув от тоски).

«Метель»
В этом трогательном, щемящем рассказе, завершающем данный сборник, автор даёт рецепт обретения любви для тех, кто изнемогает от жизни в лицемерном высшем обществе, устал прикрываться маской-улыбкой и готов выть от всепоглощающей скуки; для тех – кто гибнет от тоски, взлелеянной бытом и неугодным браком.

Нужно просто оказаться на дальней станции, изолированной метелью от всего мира, на несколько часов отринуть условности и заговорить с незнакомым человеком, раскрыв ему душу. И, возможно, тогда увидишь в незнакомце свою половинку. Вот только счастье обретения может быть ой каким недолгим, ведь метель закончится, и каждый вынужден будет вернуться в свой собственный маленький ад.
картинка sher2408
Обложка к первому изданию "Тарантаса", 1845