Больше рецензий

Gauty

Эксперт

Диванный эксперт Лайвлиба

9 мая 2016 г. 10:48

2K

4 На границе двух сред

Каждый из нас сталкивался хоть раз в своей читательской деятельности с зеркалами в литературе. Происходит это с самого раннего детства, например, в книгах Г.Х. Андерсена: осколок зеркала в сердце Кая; зеркальная поверхность пруда, отразившая прекрасного лебедя, а не гадкого утёнка; зеркальная скамеечка Эльзы; зеркало, в которое любовался голый король… Или же в «Зазеркалье» Кэрролла. Более искушенные читатели могут вспомнить, что зеркало – один из любимейших символов Х.Л. Борхеса. У него это предмет, заставляющий героев усомниться в собственной реальности. В подобном ключе размышляет и Битов. Давайте же поглядим в зеркало!

Название произведения – некий Лаксианский ключ , который просто необходим для понимания. Книга состоит из новелл, которые, скажу вам по секрету, могут читаться в любом порядке. Пока читатель не начнёт применять законы симметрии, подсказку о которой он получает в названии, его мозг будет метаться по зеркальному лабиринту. Симметрия предполагает наличие и противопоставление двух частей и некой оси, разграничивающей их. Например, в новелле «Вид неба Трои» вокруг стержня конфликта крутятся идеал и действительность. Автор размышляет о недосягаемости реального и о реальности недосягаемого, пытаясь увидеть, что же находится «по ту сторону». Парадоксальный ответ – нити, тянущиеся к каждому человеку из-за кулис. Важны именно они, а не конечный зазеркальный двойник, ведь он мог просто отойти за угол где-то «там», не переставая быть и управлять тобой «здесь». В новелле «Битва при Альфабете» это отлично показано через брата-отличника Варфоломея. Нет-нет, он не отсутствует, а присутствует, просто незнамо где. Человек живёт не только за себя, но и за своих ближних, существующих или исчезнувших – вот вам симметрия по Битову. Несколько человеческих жизней без регламента по времени и месту. Была ли прекрасная Елена реальным персонажем или её удел – манипуляция людьми в будущем своим образом, в этом весь вопрос.

Самое прекрасное, на мой взгляд, в этом произведении – его афористичность. Есть несколько контрольных точек, замечая которые, читатель получает ключ для перехода в Зазеркалье и обратно. Таковы, например, туфля под будильником Варфоломея, кнопка в стене в каморке Ваноски и велосипедный руль Гумми. Из сюжета – в афоризм, и наоборот. Это зеркало в зеркале зеркала – и так до бесконечности, которой достичь нельзя, но как направление движения подойдёт.

Автор – умнейший человек, который не давит интеллектом, а заставляет читателя вывернуться наизнанку в поисках ответов внутри себя.

Прочитано в игре «Долгая прогулка», забег 2016 г., май, основное. Команда «МинистерВство самообразования им. ТЕЛКи». Спасибо Монтеню и Андерсену.

Комментарии


хорошо, славно! Эх, надо бы почитать, люблю эту тему :)


Тогда надо более раннее, потому что интересно проследить путь автора. А эта вещь - некий итог его размышлений.


давным-давно читала только "Пушкинский дом".


Ты в хорошей компании - тут почти все такие :)


R: не все книги в наше время были одинаково доступны :)


плюс адын!!!


Пока читатель не начнёт применять законы симметрии, подсказку о которой он получает в названии, его мозг будет метаться по зеркальному лабиринту.


А подсказка ли это? А, м.б. еще один способ ввести читателя в столь приятное заблуждение?)


Может. Я ж пишу о своём видении.


А у меня как-то пока не сложилось единого видения, многие варианты кажутся равновероятными. И очень грустно, что книга закончилась.


Мне показалось, что Битов здесь подводит некий итог многим своим идеям. Например, что есть искусство/художник, начатые в "Человеке в пейзаже".

многие варианты кажутся равновероятными

У многих постмодернистов так, нет? :)
Мне лично "Преподаватель" по структуре напомнил Монтеневские "Опыты".
Варфоломей — король. На нем "энциклопедия", то есть весь мир, держится. Энциклопедия — это мир. Но мир сам — энциклопедия, книга, подвластная вмешательству простого смертного. <----- такая приятственная афористичность мышления :)


А мне Битов упорно не кажется постмодернистом, для них характеры игры с формой (часто в ущерб оригинальному содержанию, ИМХО), а у Битова содержание - славное. Всегда бездна смыслов и смысловых слоёв. На тему судьбы художника, например, весьма грустные размышления, хоть наизнанку их выверни.)


Так. Вторая рецензия за короткий промежуток времени на эту книгу, которая побуждает прочесть. Буду считать, что это знак. ))


И правильно, не откладывайте! :)


Как раз дочитаю "Зелёный шатер" Улицкой и приступлю. А то у меня пробудился аппетит и хочется сейчас русской прозы.