Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

7 апреля 2016 г. 19:51

1K

4

«Я называю поэтом, того кто способен полностью изменить мир»

Этюд Генри Миллера об А. Рембо выходит за рамки биографии или эссе. Это рефлексия, критический анализ, социальная злободневная публицистика, это обвинительная речь всему человечеству в день Страшного суда. И возможно, поэтому складывается впечатление такого одновременно очень личного и публичного разговора. Потому что знаменитый (а к моменту написания «Времени убийц» Миллера давно признали в «большой литературе») писатель писал о себе и о Рембо как о едином целом. Сравнивая и постоянно убеждаясь в сходстве между ними, он создает образ неразрывного целого – образ провидца. И здесь же он с горечью и разочарованием говорит о том, что публика все меньше прислушивается к писателю и поэту, все больше погрязает в войнах, политике, алчности… И в конечном счете «история теряет смысл»… «Время убийц» - покаяние писателя и указание грехов целого мира. Ни много ни мало.

«Мы должны нести свет, а не искусственное освещение»

Социальная ответственность поэта и писателя перед обществом – вещь очевидная и в то же время не заключенная в какие-то однозначные формулы. Миллер, анализируя причины ухода Рембо, говорит о себе, о высшем призвании и о значении Слова как такового. Его идеи – почти юношеский максимализм, на первый взгляд не актуальны. Ну, в самом деле – кто сейчас на полном серьезе считает, что наш мир может быть спасен поэтом? Но с другой стороны, он, как и Рембо, идеалист, благодаря которым во все времена люди заражались энергией, верой, надеждой… Реалист и скептик никогда не смогут принести в дар эти драгоценные вещи. А ведь любое общество, любой человек хочет верить в лучшее.

«Будущее целиком принадлежит ему, пусть даже и не будет никакого будущего»

«Время убийц» - это целая философия. И каждое предложение, мысль, вопрос – заставляют задуматься, оглянуться, признать его правоту. Я никогда раньше не читала Миллера. На книжных полках ждет своего часа знаменитый «Тропик Рака». Но я очень рада, что сначала прочла именно этюд. Эта книга позволяет познакомиться с писателем-человеком, а не автором, который скрывается за страницами, героями и сюжетами. Эта книга – прямой диалог, прямой взгляд, ответы на вопросы «что я и кто я». И теперь, узнав Миллера как человека, я смогу лучше понять его как писателя. Его откровенность вызывает уважение и да – хочется немедленно читать Рембо, похожего «на вулкан, который, исчерпав свой запас огня, угасает навеки».

Это рецензия из моего жж