Больше рецензий

3 апреля 2016 г. 01:07

524

5

Замечательная книга.

Вообще, после того как у меня появился ребёнок, изменилось очень многое, в том числе моё восприятие литературы. Во-первых, я стала совершенно по-другому относиться к литературе, в которой так или иначе рассказывается о детях, - к научно-популярной, познавательной, художественной, к любой. Если раньше эта тема интересовала меня постольку-поскольку, а иногда и совсем не вызывала желания знакомиться с произведением, то теперь такая литература меня, можно сказать, по-настоящему увлекает меня и притягивает. Во-вторых, ныне практически в любой книге для меня особенный интерес представляют отношения детей и родителей, детей и взрослых, пусть даже центральной темой сюжета эти отношения не являются. И я всматриваюсь в эти отношения, размышляю, сравниваю.. Кое-что беру на вооружение, а что-то, на что я до того, как стала мамой, и внимания бы самого поверхностного не обратила, теперь "цепляет" и заставляет призадуматься.

Эта же книга, "Поющий тростник" - не столько, на мой взгляд, про отношения родителей и детей, хотя, безусловно, и про это, и в немаленькой степени. Это книга в первую очередь про взрослого, встречающегося на пути ребёнка, про Учителя, про Наставника, тот самый едва не архетипический образ которого замечательно описала Людмила Владимировна Петрановская в своей книге "Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка" . Мне вообще, наверное, повезло прочесть "Поющий тростник" после книги о привязанности, из которой немало нового я для себя почерпнула именно в плане отношений ребёнка и взрослого, в которых взрослый выступает не как "caregiver", человек, который предоставляет уход и заботу, а как "наставник" приблизительно. Петрановская, известный психолог и педагог, пишет, что для ребёнка в определённом возрасте, начиная с дошкольного, важно и нужно видеть в близком взрослом наставника, более мудрого, более опытного, авторитетного и, что также немаловажно, внимательного, отзывчивого и заинтересованного взрослого, который будет этаким проводником растущего человека в мир. И первоклассникам ленинградской школы, описанной в книге Галаховой, встретить такого человека несказанно повезло.

Читая про учительницу, я постоянно ловила себя на мысли, что по-хорошему ей завидую. Завидую её терпению, её способности видеть в детях хорошее и даже лучшее - в смысле, то, что в детях лучше, чем в ней самой; и не только видеть это, отмечать, но и признаваться в этом себе и другим. По-хорошему удивило меня желание педагога разобраться в своих учениках, узнать и изучить их лучше, познакомиться с их ближайшим окружением, понять, почему тот или иной человечек ведёт себя так, а не иначе. Для этого женщина приходит в семьи своих учеников, знакомится с родителями, ведь по семье, в которой растёт ребёнок,очень много становится понятным. Есть ли сейчас такие педагоги - умные, внимательные, увлечённые, столь преданные своему делу?

Также мне очень понравились в книге отсылки к 40-м годам ХХ века и жизни в Ленинграде во время блокады - в каждой книге, хоть мимоходом упоминающей эту тему, находится что-то доселе не известное, но интересное и важное. Ну и, конечно, детско-родительские отношения: как же замечательно выписаны, пусть и слегка фрагментарно, не вполне подробно и отрывочно, зато как точно и до сих пор во многом актуально, несмотря на то, что описывается в книге период практически 50-летней давности. Как быть, если тебе самому жизнь не предоставила возможности учиться вволю, познавать, заниматься спортом и другими интереснейшими вещами, и теперь так хочется дать всё это своему ребёнку, притом в буквальном смысле всё, всего понемножку, а ребёнку этого почему-то не хочется? Почему так сложно принять ребёнка таким, какой он есть, если он - не такой, к которому был готов, а совсем другой? Как сойти со "скользкой" дорожки и ступить на правильный путь, и дать своему ребёнку то, в чём он нуждается - внимание, заботу, участие, если все вокруг считают тебя "пропащей" и вообще настроены весьма скептически? И многие другие не менее интересные и важные вопросы поднимаются в книге, причём происходит это как-то "в контексте", не выбиваясь из канвы повествования - немного утрированной, немного лёгкой и в чём-то ироничной. В общем, книга замечательная, очень приятная и в чём-то, я надеюсь, оказавшаяся лично для меня полезной.