Больше рецензий

Clickosoftsky

Эксперт

Старожил Лайвлиба

20 марта 2016 г. 23:58

1K

3 «Люди делятся на...», или Приплыли

111: Всё правильно, не важно, какая национальность, главное, чтобы человек был хорошим и не Мексиканцем)
222: А также неважно, какого цвета человек: черный, желтый или нормальный.
333: И китайцы и люди, мы все с одной планеты
(с)етевое

Всё время, пока читала мартовский бонус ДП, пока обсуждала его со всеми желающими и нежелающими, мне хотелось назвать книгу «Корабль уродов». Подсознание иногда упрямее нас. И порою с ним приходится соглашаться.
В романе К.Э. Портер ни одного нормального персонажа не увидела. Не все, конечно, такие в прямом смысле слова ненормальные, как Графф и графиня :)) но кривые-перекошенные, болезненные и одержимые, истеричные и неадекватные, социопаты, нимфоманки, параноики, неврастеники... плавучее собрание диагнозов.
Как бы ни оценивали роман его читатели (профессионалы, любители, дилетанты), все сходятся в очевидном: лайнер «Вера» — модель человеческого общества. Да, у миссис (а судя по биографии — так даже миссисипи) Портер для нас плохие новости.
Я не обольщаюсь, где уж мне, но (как уже неоднократно декларировала) толерантна ко всему, кроме нетолерантности. А этой последней «Корабль дураков» перегружен, того и гляди погрузится выше ватерлинии.
Кого из персонажей ни возьми — а выбор обширен — у каждого свои тараканы, решающие за него, по какому именно месту человечества провести линию разреза.
Христиане и евреи.
Католики и протестанты.
Белые и цветные.
Я и остальные.
Настоящие белые и «ненастоящие».
Первый класс и третий.
Команда и пассажиры.
Богатые и бедные.
Мужчины и женщины...
Да-да, опять эти гнусные бабёнки, никуда от них не денешься, так и садятся не на шею, так на голову, даже посреди Атлантики одолеют! Кстати уж: ломаю голову, чем вызвана такая авторская позиция. То ли Кэтрин Энн мужикам потрафить хотела, да заодно и ЦА расширить, то ли отмежеваться от своей половины человечества под хэштегом #янитакая
И тут имеет смысл обратиться к персонажу-резонёру (хотя все они там порезонёрствовать большие специалисты). Фрау Риттерсдорф расхаживает по палубе, то и дело занося в блокнотик наблюдения над соплавателями и собственные размышления — в равной степени сколь лживые либо ошибочные, столь и мерисьюшные. Фрау, ваша фамилия случайно не Портер?.. И ещё одна деталечка: автор чуть не в самом начале упоминает о том, что фрау Р. никогда свои блокноты не перечитывала. Видимо, и она сама поступала так же, если за двадцать лет, которые ушли на создание этой многопалубной махины, так и не удосужилась перечитать собственный роман.
Пример? Извольте. В одной из ключевых сцен — изгнания Фрейтага из-за капитанского стола — одна из присутствующих дам с удовлетворением отмечает, что теперь их в избранном кругу осталось семеро, придавая этому особое значение. Семеро?.. Позвольте *загибая пальцы* капитан Тиле, фрау Шмитт, герр Рибер, фройляйн Лиззи, доктор Шуман, фрау Риттерсдорф, профессор Гуттен с супругой... Восемь же! Ну и ну.
И если бы только это. Сюжетные линии, которых население корабля предоставляет множество, знай пиши в своё удовольствие (кстати: в качестве сценариста мыльной оперы автору цены бы не было!), почти все оканчиваются ничем, пустышкой, провисают и хлопают, как заштилевшие паруса. Подавляющее большинство их завершается не кульминацией, не развязкой, даже не «мораль сей басни такова», а глубокомысленным покачиванием авторской головы: «вот ведь как бывает». Стоило из-за этого огород городить, в смысле, в плавание пускаться. И фраза из аннотации: «Роман воспринимается как призыв к добру, терпимости, разуму, к нравственному очищению человечества», — выглядит насмешкой, в крайнем случае, «паровозиком», задача которого — протащить произведение в печать. Ни к чему он такому не призывает. Пассажиры и команда «Веры» — обширная коллекция кривых зеркал. Только читателю, право, не до смеха. Единственное, в чём от такого чтения польза — может быть, кто-то из нас, в следующий раз занявшись размежеванием на «мы и они», вспомнит паноптикум «Корабля дураков» и увидит себя в этой кунсткамере.

Людей можно делить по-разному. Например, на людей и нелюдей.
— А я их делю на головы и туловища, — сказал удивлённый палач.
© Станислав Ежи Лец
И то дело.

Долгая Прогулка 2016, уровень 3, бонус
Команда «Ё и другие буквы»: Maktavi , red_star , strannik102 и Clickosoftsky.

Комментарии


Ну, понеслась! Раз уж ты искала странное, то подкину ещё.

Белые и цветные.


Заметила, что негров не существует (sic!) Только косвенные упоминания фрау Шмитт про "вывороченные ноздри". А ведь суды Линча работали до 70-х годов, кажись. Довольно острый угол она спилила так, да.

одна из присутствующих дам с удовлетворением отмечает, что теперь их в избранном кругу осталось семеро


Она, кажется, объясняет потом, что не учитывала кого-то одного по каким-то причинам, нет? Капитана, кажется.


глубокомысленным покачиванием авторской головы: «вот ведь как бывает»


А в жизни всё не так? Всегда бритва, мыло и шампунь лежат на отдельных полочках?


жизнь и литература кое-чем отличаются, я это давно заметила :)) у произведения, если только это не принципиальная литература абсурда, например, есть сверхзадача, послание читателю, вольное или невольное. вот здесь я задекларированной аннотацией мессаги не увидела.


Хорошо, не буду онлайн обсуждать :) Я в своём отзыве написал, что хотел, ты тоже. Оффлайн было бы лучше. Может даже получится как-нибудь.


да не сердись ты, ну ^^ а за оффлайн я обеими руками :)
мне, знаешь, как-то немного досадно было, что у прекрасной идеи оказалось довольно кашеобразное и недотянутое воплощение. так-то ассоциаций гора. уже в начале чтения (и даже до него) выплыли "Отель" Хейли, "Выигрыши" Кортасара (кстати, единственная его вещь, которая мне не понравилась, увы), "И корабль плывёт" Феллини, "Семь криков в океане" (Басов по пьесе Касоны; фильм, к сожалению, слабый получился), "Эксперимент" (тот, который с Бляйбтроем; вот это классная вещь!), но в итоге почему-то всё свелось к "Загнанным лошадям" (фильму, а не книге — её всё что-то не соберусь прочитать).
а ещё сама так-то вот плавала :)) правда, не по Атлантике, но тоже заслуживающее внимания путешествие. корапь назывался "Вильгельм Пик" (немцы!!!), плыл он от Перми вниз по Каме и Волге аж до Астрахани и потом обратно.


довольно кашеобразное и недотянутое воплощение


Либо писать ещё один отзыв, либо никак. Помолчу, пожалуй.

З.Ы. я предлагал отъебаттлить эту книгу, могли бы там поспорить.


ну ёлки, задела за живое :( извини.
достаточно ли книга крута для е-баттла?..


По Матфею - да. По Луке - нет.


это к первой строке относится или ко второй? извини, я не настолько копенгаген.


достаточно ли книга крута для е-баттла?


По мне - да. По тебе - нет.


Кир, что ты так разгневался. я уже не могу "взять свою рецензию обратно" :) и имею в виду коршунов е-баттла, а не тебя или меня конкретно. захотят обсуждать — вперёд! приму участие.


Не, я не разгневался, тебе показалось :) Понедельничная планерка и вагон работы сделали своё черное дело. Надо мной облако мрака, ты его почуяла через годы, через расстояния (с)


ну хорошо, а то я эту тучу действительно почувствовала уже :)


ох ты, слово для защиты и нападения предоставляется :)
негры существуют. если их нет на корабле, это не значит, что их нет в пространстве романа. одному из американцев дважды кидают обвинение, что они-де были слишком заняты линчеванием (!) негров. а ты говоришь.

шота я такого не припомню, хотя эпизод перечитала три раза (с вылезающими на лоб глазами)


Проверил. Мутно написано, да. Фрау Гуттен говорит это доктору. Я так понял, что она не считает капитана, типа, он выше этого.


тайной вечерей попахивает :) там ведь, если здраво подойти, вместе с Христом за столом 13 человек оказалось.


Приятно видеть, что не только мне роман показался очаровательно написанным, но все же не таким глубоким, каким его пытаются увидеть критики и другие читатели.


кто ищет, тот всегда найдёт! :) в том числе и глубины.


истово плюсую! :) про «корабль уродов» тоже не раз думала. более того - после прочтения возникло острое желание пойти и вымыть руки.
в целом же да, книга воспринимается сильно вторичной, хотя и написана была задолго до некоторых произведений того же толка. не понравилась. всё-таки я не большой поклонник подобных «лабораторных экспериментов», когда необходимые автору типажи и персонажи искусственно помещаются в контролируемую среду


в садок судей :) поняла: мнения совпали. у нас, конечно, бывает по-всякому...


А после просмотра новостей в дезинфецирующий душ должно быть ходите?


не смотрит она новости. собственно, как и я :)


ага! и глаза после чтения комментариев мою XD


:)) не сердись на Пашу, просто фраза насчёт мытья рук и тому подобное — один из "тюбиков" (фломастеров, кактусов, нужное зачеркнуть жырно-жырно, хех).
кстати, у самого Phashe пока оценки за корабль не вижу. сильно удивлюсь, если и он оценит книгу на высший балл.


пф! вот ещё! :))
товарищ ещё не дочитал.


жду с нетерпением ;)


я читаю ещё, не тороплюсь)


у меня просто ещё одна обязательная книжка до 20 числа была, поэтому я рванула когти :)


интересно)) а как вам такое в книгах:
«Он не получил образования, которое наделило бы его мудростью, а без мудрости даже любовь, при всём её могуществе приносит часто лишь вред».
«Поступки людей необразованных приводят на память Франкенштейна – чудовище, обладающее многими человеческими качествами, но не наделенное душой и не различающее добра и зла».


спасибо.
мне такое никак. считаю, что образование и интеллигентность (не говоря уж о душе и способности любить) непосредственно не взаимосвязаны. мне не раз случалось встречать истинно мудрых людей, не получивших никакого формального образования, и интеллектуальных, начитанных, дипломированных сволочей с холодными глазами. думаю, вам тоже.


пожалуйста!)
меня слегка бесило))) в самом романе были представлены противоположные примеры)) кстати, если интересно - "Мэри Бартон" Элизабет Гаскелл.


Гаскелл пока не читала совсем, если начну, то первой книгой будет либо "Крэнфорд", либо "Север и Юг". и то не знаю ещё, боюсь нарваться на что-нибудь в духе "Унесённых ветром" >_<


Удачного "плавания"))


Я бы Крэнфорд всё-таки советовала.


буду иметь в виду, спасибо!


Та, не, там не так жестко, скорее Диккенс, только мягче


фсё, не буду читать :))


про Франкенштейна кто такую глупость написал?


Элизабет Гаскелл


оборжаться.


Ой, добралась до твоей рецензии, а у тебя тоже "Корабль уродов")))
Противоречивые чувства вызывает книга, вроде бы всё на поверхности, а читать более-менее интересно. Всё же в конце есть какое-то чувство незавершённости или так (по задумке Портер) и надо, чтобы показать, что вот вам, всё пустой звук и всё ничто.
Про деление людей вспомнилась баянистая картиночка, позволю себе прикрепить:
картинка Felosial


ну так, оно на поверхности лежало :)
мне безумно скучно и тоскливо читать стало где-то на последней четверти, когда автор просто начала морскую воду в ступе толочь. подробностей до и больше, но ничего при этом не происходит. и я не об экшне. ни одна история ничем не заканчивается, причём это не открытые финалы, а просто "бумага кончилась".
я тоже твою рецку читала, очень понравилась идея с викториной :)


Жаль, что никто участвовать не хочет, я себя прям Ампаро чувствую.
Никто не хочет выиграть майку "Рукадлань" :)))))))


да, жаль.