Больше рецензий

18 марта 2016 г. 12:19

633

0 Авторы исписались

Я уже довольно давно живу в Германии и сейчас нахожусь в небольшом городе, где довольно трудно найти книгу на русском языке, что меня очень печалит, ведь иногда невозможно совладать с необузданным желанием скоротать вечерок, после того, как уложила спатеньки своего младенца, под теплым пледом в компании с БУМАЖНЫМ плодом писательской фантазии и родной кириллицей. "Анжелику" я взяла в руки исключительно под влиянием этих травмирующих обстоятельств, просто потому, что она оказалась единственной относительно серьезной книгой в библиотеке моей свекрови. Захотелось прикоснуться к культовой вещи и понять, какие красоты находят в этом романе кудрявые дамские головки, и если, читая первую книгу бесконечной серии ("Анжелика - маркиза ангелов"), я была приятно удивлена, то уже вторая ("Анжелика. Путь в Версаль") заставила меня тосковать. Что уж говорить о третьей?

Создается впечатление, что авторы, развернувшие в первой части книжной серии грандиозное историческое и любовное полотно, в последующих книгах перестали справляться с собственным замыслом - настолько то, что появилось после "Маркизы ангелов" проигрывает и по литературным и по содержательным качествам. Первую "Анжелику" читать действительно приятно за счет того, что Анн и Серж Голон не увлекаются любовными переживаниями героини и при этом создают качественную, подробную, выпуклую картину быта Франции 17 века с говорящими деталями и сильными иллюстрациями, которые обеспечивают "эффект погружения". В первой книге читатель знакомится сначала с симпатичной девочкой-подростком, которая затем распускается в прекрасный цветок - образ Анжелики, без сомнения, очень притягателен, за ней хочется наблюдать. Но что с ней случается потом? Откуда проистекают все эти странные, даже нелепые действия и решения? Почему после казни мужа она не возвращается домой, в Монтелу вместе с двумя детьми, что было бы и разумней, и безопасней? Почему она, вчерашняя придворная дама, вступает в разбойничью шайку, когда у нее есть масса иных способов отомстить полоумному монаху Беше? Почему, несмотря на свою невероятную любовь к Жоффрею, которую она постоянно постулирует, Анжелика спит сначала с руководителем этой шайки, потом еще с десятком мужчин, а затем вдруг решает, что ей непременно нужно вернуться в Версаль, в это гнездо подонков, потому что она себя видит только там? Зачем она для этого насильно женит на себе кузена, которого, оказывается, любит с самого детства, а потом с искренним недоумением спрашивает себя, почему ее любовь невзаимна? Зачем, наконец, она приближает к себе короля и когда тот уже совсем готов снять с нее платье, вдруг вспоминает, что он ее враг, ведь он убил ее мужа? Зачем все это??

События, которые происходят после сожжения (спойлер: мнимого сожжения) Жоффрея де Пейрака на Гревской площади высосаны из пальца. "Нужно же было о чем-то писать!" - скажут поклонники Анжелики. Нет, не нужно. Литература - это срез действительности, а в действительности все идеи и поступки психически здорового человека имеют причины и следствия. Если у читателя возникают вопросы к самому смыслу происходящего, не лучше ли этот смысл скорректировать?

Впрочем, как мне кажется, авторы и сами осознают, что в их королевстве что-то пошло не так, но не находят лучшего способа защититься от вопросов, чем начать массированную маркетинговую атаку. В "Анжелике и короле" главную героиню начинают беспрестанно расхваливать: те, кто с ней сталкивается, сразу же отмечают ее "невероятный ум" и "божественную красоту", и эти комплименты повторяются на каждой странице - создается впечатление, что Анн и Серж упрашивают своих читателей: "Ну, пожалуйста, поверьте, она действительно исключительная женщина", хотя само романное действие говорит скорей о неадекватности, чем об исключительности Анжелики.

Авторы нараспашку открывают окно Овертона, принуждая читателя верить, что шлюха, которая спала со всеми, начиная от жителей парижского дна и заканчивая блистательным королевским военноначальником, но отказавшая самому королю - не шлюха. Что мать, которая постоянно пытается переложить ответственность за своих детей на других людей и порой не видящая своего 12-летнего Флоримона месяцами - хорошая, любящая мать. Что женщина, поклявшаяся в верности своему мужу, а потом многократно изменившая ему, несмотря на намеки окружающих, а затем и прямое указание короля о том, что он может быть жив, второй раз вышедшая замуж, потерявшая второго мужа и еще дважды забеременевшая от двух других мужчин (по крайней мере пока - дважды, не знаю, что будет дальше) - благодетельная жена. В ее пользу говорит только то, что она смогла организовать собственный бизнес и вообще вроде бы имеет предпринимательскую жилку, однако этим она занимается только во второй книге, а в третьей о ее предприятии, которое она фактически переложила на чужие плечи, оставшись главным бенефициаром, упоминается лишь вскользь.

В общем, сказать, что я удивлена - не сказать ничего. В библиотеке моей свекрови есть не все книги серии, но то, что имеется, я прочитаю на одной только инерции злобы - очень уж интересно, скатится ли все это в болото окончательно, или Анжелика будет хоть немного реабилитирована в моих глазах. Кроме того, любопытно, к каким еще ухищрениям прибегнут авторы для того, чтобы доказать, что их героиня на самом деле хорошая, просто судьба у нее такая. А, может быть, выяснится, что она психически больна, и тогда я прощу ее за всю ту чушь, которую она творит.

Комментарии


Интересная рецензия. Под таким углом я на Анжелику не смотрела ещё -- Мэри Сью в чистом виде.
А "инерция злобы" -- отличный движущий фактор для процесса чтения. :)


Её в Монтелу никто не ждёт, и жить там не на что. Разница минимальна с парижским дном. Даже родная сестра её не пустила.
А после казни мужа - для неё жизнь кончилась, и она жила только надеждой отомстить, не волнуясь даже за собственную жизнь.
Её отношение к детям - для того времени действительно по-хорошему материнское. Вспомните, даже солдаты в тюрьме отметили, что "эта нищенка любит своего ребёнка". Тогда чем выше был ранг, тем меньше присутствовало отношений "ребёнок-родитель". Грудью не кормили, спихивали на кормилиц и учителей.