Больше рецензий

Rita389

Эксперт

экспирт-побокальник и тихушница игровых флудилок

9 марта 2016 г. 16:28

395

0 Взрыв в моей голове

При первом пролистывании стенограммы лекций Артемия Троицкого о музыкальной журналистике в моей голове случился взрыв, и в ней уже неделю со мной разговаривают персонажи разных радиопередач о тяжёлой музыке. Итак, со стрелком монитора Ритой встретились ведающий временем Мистериус (спокойный и загадочный голос Павла Смеяна), Дарья Туруньевна Метлокрюкова из "Рок-прицела" (надтреснутый мужской голос) и демон Кузьмичъ из "Железного Занавеса" (выразительное рычание, не зря же во флудилке гроул обсуждали).
Предупрежу сразу, стрелок грамотностью не отличается, некоторые имена собственные могут быть с ошибками.

Дальше полный бред, беспредел и не совсем цензурные выражения.


Кузьмичъ: - Железный занавес!!!
Дарья Туруньевна: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Штой-то студия незнакомая, и Димки (нашего вечернего Д.Д.) нет.
Кузьмичъ: А где Маврик?
Рита: Здравствуйте, Дарья Туруньевна, Кузьмичъ и Мистериус. Сегодня нет ни Сергея Маврина, ни Дмитрия Добрынина. Но есть я, стрелок Рита. Ко мне попали стенограммы лекций известного журналиста, радио-и телеведущего Артемия Троицкого "Я введу вас в мир Поп".
Кузьмичъ: А, чёоорт!!! Это же о попсе!
Дарья Туруньевна: В ней, книжке этой, или стенограммах, сплошные Басковы да Киркоровы, наверное.
Рита: - Зря вы так. Да, "мягкий и боязливый" Филипп Киркоров несколько раз упоминается. Это жанр у него такой, оттянуться на всю катушку не дают. Вот послушайте песню из новогодней программы "Неголубой огонёк".
Звучит "Свободу Анджеле Дэвис" группы "Неприкасаемые" вместе с Филиппом Киркоровым.
Рита: - Слышите, как человек доволен за рамки выйти. И вы тоже на одном жанре не зацикливайтесь. Это и все приглашённые гости, которых Троицкий называет наглядными пособиями, советуют. А чтобы уже закончить на перечислении исполнителей, и у Баскова есть защитник тёзка.
Звучит "Басков не козёл" Коли Ротова (Ротофф).
Дарья Туруньевна улыбается.
Кузьмичъ: Йоо!!!
Рита: - Лекции Троицкого были прочитаны для курса журналистики МГУ в 2003-2005 годах. Что это была за эпоха?
Кузьмичъ: Так было. (звук открываемой бутылки и звон стекла).
Мистериус: В то время Артемий Троицкий вёл на радио "Эхо Москвы" передачи "Красный уголок" и "ФМ Достоевский". На радио "Серебряный дождь" в "Модели для сборки" Влад Копп читал фантастику под электронную музыку. По TV шла программа "Антропология", в ней Дмитрий Дибров приглашал разных музыкантов. Живые концерты программы "Земля - воздух" уже прекратились.
Рита: - Спасибо за краткий экскурс в историю. Самой интересной для меня частью книги были главы об истории популярной музыки. За час Троицкий попробовал изложить студентам развитие мировой музыки с доисторического времени до наших дней и чуть-чуть не уложился. Каждая следующая лекция предварялась исторической справкой о радио, музыкальном телевидении и клипах, звукозаписывающих устройствах и журналах о музыке.
Дарья Туруньевна: Расскажи, что он говорил о мировой музыке. Моих любимых Оззика и Димку Боргера упоминал?
Рита: Дарья Туруньевна, вы опять про конкретных исполнителей! С 1955 года и так история поп превратилась в историю рок-музыки, потому что это был массово слушаемый молодёжью жанр, разделивший поколения:

И точно так же, как, скажем, в советское время советский рок-н-ролл подорвал устои коммунистической нравственности и морали, за тридцать лет до этого Элвис Пресли и прочие рокеры вбили могучий осиновый кол в тушу американской церкви, которая была абсолютно и категорически пуританской.

Кузьмичъ: - Опа!!! Люди без бесов долго не могут! У каждого народа свои бесы!
Рита: - А дальше Битлы, Роллинги...
Кузьмичъ: - Группы из Монголии... Пардон, из Лондона.
Рита: - Интерес белых к негритянской музыке и разделение на жанры. Подробнее об истории рока лучше к дяде Володе (Владимиру Ильинскому) на "Эхо Москвы" обратиться, а про тяжёлую музыку к нашему вечернему Д.Д.

Именно хард-рок стоял на первом месте у советской молодежи. Едва наши люди услышали, скажем, группу «Cream», а вслед за ней «Led Zeppelin» и «Deep Purple», они поняли, что это – да! Хотя, на мой взгляд, самым интересным мастером был Джимми Хендрикс –
сильнейший в истории электрический гитарист, который на самом деле играл все, что хард-рокеры, металлисты и так далее с тех пор пытались и пытаются
имитировать, но делают это вяло и не так ярко и убедительно.

Так что, Дарья Туруньевна, никаких "Dimmu Borger".
В истории отечественной музыки Троицкий обратил моё внимание на такие детали, о которых я раньше и не задумывалась. Например, что цыгане появились в России только при Екатерине Великой:

Сначала послушали цыган живых в Молдавии, а потом круто стало привозить цыган в Петербург, где они быстро стали такими же модными, как сейчас, скажем, диджеи, то есть диджеи конца XVIII века в России – это цыгане.

Рассказал о псевдонародных, а на самом деле "мещанских песнях XIX века".
Дарья Туруньевна (мужским фальцетом): "Я ехала домой" "Под лаской плюшевого пледа".
Рита: Нет, это вообще авторские. Троицкий говорил о "Калинке-Малинке" и прочих "Коробейниках", а ещё о новоделе балалайки. За достоверность сведений не отвечу, но кому интересно, можно в других источниках поискать. А книга Троицкого - это же только введение, прыг-скок по самым верхам.
Кузьмичъ: Арию давай! Арию давай! АРррр!!!
Рита: - Ещё Троицкий говорил о преобладании переработанных еврейских народных мелодий в официальной советской эстраде 20-70-х годов XX века и приводил в пример "Катюшу". Наглядные пособия, упоминая разных иностранных знакомых музыкантов или продюссеров, подчёркивали их русско-еврейское происхождение. Зачем, не знаю. Я обычный слушатель и оцениваю музыку по шкале "нравится - не нравится". (Подскакивая и поворачиваясь к демону). - Да слышу я, слышу! Даже уже тепло чувствую. Ты, Кузьмичъ, уже поджёг что-то. А без Векштейна не было бы ни Арии, ни групп из её семейки и тебя, демон.
Кузьмичъ: - Полный Децал!!! Шоу Тайм, господа!!!
Рита: - Какой у нас демон стеснительный! Не в пример Троицкому и его наглядным пособиям.

С буквальным враньем мне сталкиваться не доводилось; приходилось сталкиваться с бесконечными вариациями некомпетентности. Музыкальная
журналистика, по моему личному мнению, у нас находится в полной жопе, извините
за прямоту.
(Бучч или Елена Погребишская, исполнитель, а в прошлом политический журналист)


И я лично (мне сейчас 48 лет) лет 10 – 15 тому назад начал ощущать легкое неудобство от того, что прихожу на концерты и оказываюсь там самым старшим – от того, что пишу об артистах, которых явно не слушает никто старше 25 лет. А если из 26-летних кто и слушает – значит это дебил, переросток или журналист, как я.
(Артемий Троицкий)

Кузьмичъ: - Была бы у меня кожа, я бы покраснела!!!
Рита: О! Кузьмичъ у нас пол сменил, или ты за Химеру уже разговариваешь?
Плюсом неотредактированных стенограмм была сохранённая манера речи приглашённых Троицким гостей. Зная их по голосам, можно было про себя представить, как они про износили напечатанные слова: страстные длинные монологи Михаила Козырева, спокойные ответы Олега Нестерова (он рассказывал о продюссерстве в маленькой независимой фирме грамзаписи "Снегири"), обстоятельные советы от Александра Ф. Скляра о подготовке к интервью, диалог пиарщиков Александра Кушнира и Вячеслава Петкуна.
Дарья Туруньевна: - Это "За ночь с тобой" который про Бэль пел?
Рита: - Да, потом от него альбом ждали-ждали, а он в пиарщики переквалифицировался. Позднее, песню "Не бэль" написал, видать, мюзикл так ему надоел.
Странной главой мне показалось интервью с продюссером распавшихся тогда "тату" Иваном Шаповаловым. Он находился явно не в аудитории со студентами, а на своей волне, отвечал нехотя, коротко, отстранённо и не информативно, короче, ушёл в какую-то свою "Поднебесную". А может у него такая роль была, разыграть для студентов неудавшееся интервью? Не знаю.
Дарья Туруньевна: - А про радио кого приглашали поговорить?
Рита: О радио рассказывали Матвей Аничкин, жаловавшийся, что должность генерального директора на радиостанцию не влияет. Он не мог изменить формат Хит-фм. Вообще, на формат точки зрения гостей и Троицкого разошлись. Артемий считал, что особо формат и не нужен, куда девать межформатных исполнителей? Козырев был за большее число узкоформатных радиостанций и советовал Троицкому создать свою собственную.
Мистериус: - В будущем один из радиоведущих воспользуется этим советом и с помощью неравнодушных слушателей создаст интернет-радиостанцию для своих.
Рита: "Тоскливому" вопросу ротации внимания не посвятили. Больше говорили о рекламодателях. А зря! Вот мне любопытно, почему бабу с пивом жрать можно почти каждый день, а выпить с чёртом болотной воды удаётся очень редко?
Кузьмичъ (с каждым словом удовлетворение в голосе всё повышается): - Вампиры! Маньяки! Покойники! Богохульники и крамольники!
Рита: - Благодарю! Хоть кто-то мне смог ответить! Слишком мрачную музыку о смерти и чертях и не поставят.
Зато почти на всех ФМ и интернет рок-радиостанциях мне не забывают напоминать, в какой игре я участвую уже второй год:

Как ты выглядишь в этой нелепой шапочке...
Земфира "Прогулка"

Рита: - Будто у неё других новых песен нет! Троицкий и его гости считали Земфиру приятным исключением из всех правил, практически единственным российским независимым и самостоятельным талантом, советовали её за границу на годик отправить, чтобы по-английски петь начала и засветилась на весь мир.
Но хватит об интервью. Отдельная тема - это вопросы от студентов. На первой вводной лекции журналист Сергей Гурьев упомянул казу, и его завалили вопросами. Пришлось давать мастер-класс, как сделать казу за пять минут из подручных средств.
Дарья Туруньевна: - А козу показывать учили?
Рита: - Да, Троицкий показал. Но это лучше на концерт "Алисы" или металлистов сходить, а группа "Чайф" ещё фонарики научит показывать.
Козырева о конкретных группах спрашивали. Вообще, любителям сплетен "Я введу вас в мир Поп" не очень подойдёт. Разве что вы интересуетесь созданием группы "Рада и терновник" или вам любопытно, что пела Пугачёва на квартирниках.
Создателя сайта Звуки.ру Соню Соколову спрашивали, как бесплатно скачивать песни в интернете и как искать альбомы доинтернетных исполнителей (кого-то Вадим Казаченко очень интересовал).
В послесловии есть невредные советы от Троицкого по написанию разных видов статей на музыкальные темы и универсальные для всех видов муз. журналистики: любить музыку и слушать разнообразные жанры, не наглеть (как некоторые "Акулы пера") и следить за своей внешностью, готовиться к интервью и не задавать музыкантам банальных вопросов, иметь своё мнение и смелость его высказывать.
Кузьмичъ: - И это всё? Ещё парочку!
Рита: - На пресс-конференциях не молчать и тупо ждать фуршет, а задавать вопросы.
Уважаемый Мистериус, расскажи нам, что изменилось за 10 лет? (грустно вздыхает*).
Кузьмичъ: - Так стало! (глухой удар).
Мистериус (растерянно шуршит листком): - Прогнозы и ожидания Троицкого сбылись: радио и музыкальное телевидение ушли в интернет и спутниковое вещание. Часто упоминаемую в книге московскую радиостанцию "Арсенал" закрыли или переименовали. "Антропология" Диброва ушла из телеэфира, ненадолго её сменила аналогичная передача "Про свет". "Модель для сборки" круглосуточно вещает в интернете. По ночам классику, военную и историческую прозу можно послушать на радио "Звезда". На "Эхе Москвы" сократилось время для музыкальных передач, и Троицкий перешёл на другие станции.
Рита: - Да, разноформатных интернет-радиостанций много. На одном из сайтов из 433 русскоязычных станций я не нашла Авторской бардовской (или как её Троицкий назвал, литературной) песни, чтобы она с блатным шансоном была не смешана.
И напоследок для демона Кузьмичъа, Дарьи Туруньевны и Мистериуса звучит отечественная группа "Мастер"....
Мистериус: - Не путайте с американской группой "Master", возникшей за несколько лет до группы Алика Грановского.
Рита: - С песней "Корабль дураков".
Кузьмичъ: - Слушай, человек! На радио твоего поколения!

P.S. * Радиостанцию "Юность" переформатируют, "Железный Занавес" уйдёт в интернет, а потом закроется. Мистериуса не станет вместе с ушедшим в июле 2009 Павлом Смеяном, Дарья Туруньевна появляется в эфире очень редко. Некоторые её фразы взяты из передачи "Рок-прицел" от 01.04.2013., а сэмплы Кузьмичъа из эфиров лета 2002 года.

Книга неожиданно найдена в серии "Самое время" и проччитана для истеричного марта "Долгой прогулки". Благодарю судей, получила неимоверное удовольствие, готовясь к рецензии.
Команда "Выстрел с монитора": DzeraMindzajti , картограф moorigan и я, не просыхающий стрелок.