Больше рецензий

6 марта 2016 г. 23:14

127

4

Сложно начинать читать книгу, зная заранее, чем все закончиться. Ведь исход второй мировой войны не для кого не секрет, а тем более ее детали. Выбрав одну из книг Белля, немного хотелось узнать об авторе, но то, что он воевал за Гитлера, никоем образом не дало понять, что это был за солдат и человек. А вот роман «Где ты был, Адам?» - раскрывает нам частичку души автора. Мне всегда казалось, что все немцы – нацисты и бессердечные идеалисты, но Белль оказался не таким. Показав войну совсем с другой стороны, я поняла, что с нашими предками воевали тоже люди, и не всегда, потому что они этого хотели. Страшно было книгу брать в руки от участника второй мировой войны, потому что не хотелось военных действий, убийств и смертей. И на мое удивление и облегчение – Белль глубже копнул тему войны – раскрыв мелкие детали короткого пути разных людей по войне, он показал в деталях и в целом:

… все это дерьмо. Все! Вся эта война!...

Книга мне напомнила произведение Коэльо «Победитель остается один», где так же всю книгу описывались разные судьбы, которые в конце книги – сплелись в одну нить, чего у Белля так и не произошло. Этим самым автор показал, что хотя каждый сам по себе, и все судьбы разные, но все взаимосвязано – каждый поступок влечет следствие. Купив штаны солдата, портной-еврей приговорил себя к смерти; воспитавшись маменькиным сыночком, очень сложно солдату было выжить на войне; спев песню полную веры и любви ангельским голосом юная еврейка поприветствовала смерть; не бросив вино не высокий солдат поплатился жизнью; не уехав с госпиталя – все, кто там остались сами подписали себе смертный приговор. Маленькая история двух водителей даже сбила с толку, стало понятно, как им надоела война, и дома их тоже ждут…они тоже люди. С одной стороны я благодарна, что не описывается вся жуть концлагеря, все те ужасы на передовой и фронте в целом, боль утраты. Мы не видим деталей, и автор не заставляет нас, их воображать. С другой стороны мы видим только людей – их поступки, результаты этих поступок, вот над чем хочется задуматься. Все имеет следствие. Мелкие детали помогают четче представить всю картину, например как сложно и не просто было быть в форме летом, жара, которая не давала покоя, особенно в больнице, а своеобразный нрав не мог позволить бросить вино для командира.

Интересным было то, что командирам очень важны награды, люди зразу смотрят на грудь солдата или офицера – чего он достиг. Я не думаю, что это правильно, потому что правильно Белль говорит:

…К тому же многие люди заблуждаются, считая, что блестящая побрякушка на груди или под воротником может изменить человека. Они, повидимому, думают, что слюнтяй станет богатырем, а дурак сразу поумнеет, стоит только приколоть ему к мундиру орден, быть может даже заслуженный. А Берхем давно понял, что это не так, что если ордена на груди и могут изменить человека, то скорее к худшему…

Тем более, война – это тоже везение, а за везение награждать, а топом считать его достойным человеком – как-то не правильно. До последнего присутствует надежда, что хотя бы одного солдата война пощадит, даже отобрав его любовь – ни в чем не повинную еврейку, но война беспощадна, ей не важно, кто ты и откуда, что у тебя есть, а чего нет, и кто ты вообще.

Книга Г. Белля «Где ты был, Адам?» о событиях Второй мировой войны, 1945 года. Всегда нелегко о таком читать, потому что наверное не найдется ни одной семьи, которую не коснулась Вторая мировая. Сначала трудно понять, о чем хочет рассказать автор. Разные истории, персонажи и события сначала путаются в голове. Но потом я выделила для себя центрального персонажа, за которого болела и желала ему выжить. То, что он немец не делает книгу менее интересной, а наоборот. Всегда стоит понимать, что мы наследие жертв того времени и той власти. Интересно было взглянуть на события по ту сторону борта, ощутить эмоции тех простых людей, которых нацистская власть втянула в эти события. Как надоела это война, которая не принесла ничего, кроме глубокого равнодушия ко всему.

Книга поделена на части, но каждая посвящена стороне влияния войны на человека: изможденность людей от войны, отвага одних и жажда славы других, любовь, жизнь и смерть.

Не сложно понять людские желания вернуться домой, обнять родных, чтобы все закончилось.

… Шредер вытащил бумажник из кармана и достал порядком поистертую фотографию. На ней глуповато улыбалась маленькая, несколько располневшая женщина в меховой шубке, с увядшим, утомленным лицом; казалось, что черные туфли на слишком высоком каблуке жмут ей. Ее густые, тяжелые белокурые волосы были уложены крупными локонами…

До слёз жаль всех те, кто не вернулся домой, не обнял своих жен, детей и матерей. Это жуткое время, где каждое слово могло стать последним, а один неаккуратный взгляд потянуть за собой целую цепочку смертей. Автор книги также воссоздает картину репрессий еврейского многострадального народа. Весь ужас концлагеря можна уловить из нескольких строчек:

… – А как же лагерь? – спросил Плорин.
Шарфюрер – красивый, стройный парень, с каштановыми волосами, – сняв фуражку, тщательно причесался и правой рукой подкрутил спадавший на лоб локон.
– Лагерь? – сказал он со вздохом. – Нет больше лагеря, то есть к вечеру его не будет, никого не осталось.
– Никого? – переспросил Плорин; он сел и рукавом стал медленно обтирать свой отсыревший за ночь автомат.
– Никого! – повторил обершарфюрер и, ухмыльнувшись, пожал плечами. – Говорят вам – никого! Поняли?
– Вывезли людей? – спросил Шредер, уже стоя в дверях.
– Черт бы вас побрал! – рассердился шарфюрер. – Перестанете вы мне морочить голову? Я говорю – «никого не осталось», а не «вывезли», хор только вывезут, – он опять ухмыльнулся. – Старик наш совсем рехнулся со своим хором. Вот увидите – он опять потащит его за собой…

Белль показывает как те, кто шли под знаменем вождя, сами уже не понимают, к чему их призывали и за что они воевали.
Некоторые моменты в книге рождали в памяти воспоминания о бабушкиных рассказах... и моментами глаза намокали. А сцена в конце книги вообще приводит в шок – смерть главного героя на пороге своего дома, когда он возвращается с войны. Секунду назад он еще был жив на пороге отчего дома, а сейчас уже мертв. Семья так и осталась лишь далеким образом в голове Файнхальса.

…Шестой снаряд ударил по фронтону родительского дома – вниз полетели кирпичи, штукатурка посыпалась на тротуар, и он услышал, как вскрикнула в подвале мать. Он быстро пополз к крыльцу, услышал приближающийся свист седьмого снаряда и закричал в смертной тоске. Он кричал несколько секунд, ощутив вдруг, что умирать вовсе не так уж просто, громко кричал, пока снаряд не настиг его и, мертвым, бросил на порог родного дома…

Мне показалось, что автор не хотел ставить акцент на кровавых сценах, а пытался показать общее влияние войны на разных людей, народ и правительство.

Я думаю, что спустя годы и поколения, мы не забудем эти события, а такая литература поможет не забыть.