Больше рецензий

russian_cat

Эксперт

Кошачий взгляд на книги

1 марта 2016 г. 21:50

1K

4

Люди довольно редко задумываются о последствиях своих поступков. Но бывают случаи, когда "последствия" выходят из-под контроля, и расплачиваться за них приходится всю оставшуюся жизнь.

Вот жил-был Виктор Франкенштейн. И все у него в жизни было замечательно: любящие и внимательные родители, младшие братья, лучший друг и приемная сестра, она же невеста. Не был он обделен также умом, благородной душой, талантами и упорством в достижении цели. Жил в достатке, ни в чем не нуждался, и занятие мог выбрать себе по душе. Казалось бы, при таком раскладе счастливое будущее не то что очень вероятно, а даже почти неизбежно. Но - человек всегда найдет, как испортить жизнь себе и другим.

В случае Виктора поворотной точкой стало вполне похвальное, в общем-то, желание посвятить себя науке. Талантливый молодой ученый, увлеченный своим делом, подающий надежды.... В какой-то момент в нем проснулось тщеславие, желание сделать нечто такое, что прославит его на века. А тут - такое открытие: ему стал известен секрет жизни и смерти. Он может сотворить живое существо! Его подталкивал инстинкт исследователя, первооткрывателя. Он не задумывался: а что будет, если его эксперимент увенчается успехом? А какой ученый на его месте удержался бы от соблазна?

Но то, что происходит дальше, полностью отвращает от главного героя. Если уж ты делаешь что-то, то будь добр, прими на себя ответственность за это. Если ты возомнил себя создателем и повелителем жизни, то какого же черта ты бросаешь созданное тобой существо на произвол судьбы? Убежал, спрятал голову в песок, пытаясь сделать вид, будто ничего и не было. Чудовище исчезло - ну, и слава богу, можно все забыть, как страшный сон. Почему-то ни разу не пришло ему в голову поинтересоваться: а куда, собственно, оно ушло? Как оно будет жить? Не грозит ли кому-то опасность из-за этого?

На мой вкус, поступок Виктора не лучше того, когда мать бросает новорожденного ребенка: ой, вы знаете, что-то я передумала, не хочу быть матерью, да и ребенок какой-то некрасивый. Так и Франкенштейн: ой, что-то жутковатое вышло творение, не хочу его видеть, уйди, противный (причем такой внешностью наделил его он сам). И научный интерес - удивительное дело - куда-то испарился. Даже не полюбопытствовал, разумное ли получилось существо и на что оно способно.

А способно, как оказалось, оно было на многое. И в лучшем, и в худшем смысле. Достаточно было протянуть руку помощи, проявить хоть немного сочувствия - и, возможно, все повернулось бы иначе. Но Виктору не до того, он упивается своими несчастьями, он требует к себе сочувствия, терзает близких своими мучениями (не объясняя, впрочем, в чем они заключаются). А ведь вполне в его силах было предотвратить - или хоть попытаться - многие из них. Но вся его деятельная натура вдруг растворилась в безнадежном отчаянии и самобичевании.

Возможно, я бы сочувствовала главному герою больше, не упоминай он так часто о своих нестерпимых муках (примерно 10-15 раз в каждой главе). Но, честно говоря, мои симпатии были по большей части на стороне созданного им "чудовища". Чья жизнь действительно была мучительна и беспросветна - так это его. Это существо вызвало во мне больше уважения и сострадания, чем его создатель. Вечное одиночество, скитания и слепая ненависть со стороны любого, кто его увидит - вот то, на что обрекает Виктор свое творение. И за это ему придется поплатиться.

"Франкенштейн" стал первой относительно крупной аудиокнигой, которую мне удалось дослушать до конца. Обычно я задумываюсь, отвлекаюсь и перестаю следить за ходом повествования, а возвращаться потом лень. С этой же книгой все сложилось удачно. Причин тому несколько:

1. Красивый язык
Я бы сказала, в некотором роде даже безупречный. Слушать можно бесконечно, причем неважно, о чем именно речь, просто получаешь эстетическое удовольствие.
Правда, тут же кроется и минус. Если аристократически-красивая речь самого Франкенштейна нареканий не вызывает, то когда тем же языком начинает говорить его творение, это, мягко говоря, обескураживает. Я могу еще допустить, что он в принципе самостоятельно научился говорить и читать, ну просто невероятных способностей парень, но в то, что, прочитав 3 найденные в лесу книги, он вдруг стал обладателем словарного запаса, который большинству людей и не снился, даже в рамках фантастики верится с трудом.

2. Неспешное повествование
Здесь нет стремительно разворачивающихся событий, за которыми нужно пристально следить, чтобы ничего не пропустить. Это и не детектив, где нужно обращать внимание на мелкие детали, которые могут дать ключ к разгадке. Здесь нет ничего непредсказуемого, каких-то неожиданных поворотов сюжета, а потому, даже если немного отвлечешься по ходу, легко восстановить цепь событий. К тому же роман изобилует разными отступлениями, во время которых можно "отдохнуть", вслушиваясь не так внимательно, и параллельно думать о чем-то своем. Это удобно.

3. Форма
Так как большая часть книги представляет собой рассказ от первого лица, то при прослушивании аудио возникает ощущение, что рассказывают именно тебе. Книга-посредник исчезает, и ты слышишь только голос Франкештейна, повествующий о его жизни. А ты внимательно, не перебивая, слушаешь, вместе с ним переживаешь его жизнь и параллельно думаешь: а как нужно было поступить? В какой момент все можно было изменить?

Неоднозначная вышла книга, над которой можно и задуматься, и недоверчиво хмыкнуть, а где-то и ужаснуться. В любом случае, я понимаю теперь, почему книга, написанная на спор 19-летней девушкой, стала классикой.

Ветка комментариев


ну, все гении немножко безумны, это известный факт) в общем-то, с научной точки зрения его можно понять - интересно было попробовать, сложно удержаться от соблазна. Только он почему-то не учел, что, создав живое существо, нужно будет с ним что-то делать. И не получится вот так просто взять и забыть.