Больше рецензий

Lotiel

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 марта 2016 г. 01:06

164

4

Нельзя вот так просто пройти мимо книжки с такой обложкой. Хотя бы заглянуть, что там внутри, нужно обязательно.

Оказалось, там внутри - лучшие рассказы из поданных на конкурс имени и во славу Джейн Остин и её дома-музея (Chawton House). Дом этот - место паломничества дай-хард фанатов мистера Дарси Великой Джейн. Там можно лицезреть (и, возможно, даже украдкой пощупать) книги, которые она читала, стол, за которым она писала, окно, сквозь которое она смотрела на мир вечно ироничным взглядом, и так далее. И я когда-нибудь туда доберусь, быть может, хотя посмотреть на мир через окно Джейн Остин можно и другими способами.

Что и пытались сделать участницы этого конкурса рассказов. Среди членов жюри была сама Сара Уотерс, которая в предисловии написала, что оценивала поданные работы по трем критериям. Чтобы занять призовые места, рассказы должны быть хорошо написаны, должны быть именно рассказами, а не отрывками или набросками, и должны иметь какое-то значимое отношение к Джейн Остин.

Последний критерий оказался самым интересным для меня: авторки текстов интерпертировали его очень широко. Иногда прочтешь целый рассказ и всё равно не догадываешься, причем тут Джейн. Но, к счастью, в конце каждого есть приписка "my inspiration", где объяснялось, в чем именно состоит эта самая таинственная связь. Впрочем, в большинстве рассказов было понятно и так.

И вот что поразительно: в большинстве рассказов меня настигал неожиданный катарсис. Эти женщины, разных возрастов и профессий, преимущественно британки, говорят, думают, чувствуют на понятном мне языке. И я не об английском. Причем больше всего цепляли не стилизации под 19 век, а именно современные сеттинги и персонажи, современные голоса и проблемы. Порой до слёз пробирало. А вот мистеров Дарси там совсем мало (хотя тот, что прочищал забитый унитаз, был очень даже ничего). Эти истории - о женщинах.

Возможно, если бы я была в жюри, я бы предпочла не тот рассказ, который в результате выбрали победителем (хотя он и в стиле метапрозы), но это мелочи. Книга поражает именно в своей полифонии. Читая ее, осознаешь, насколько оно вечное, остиновское окно с видом на мир.