Больше рецензий

29 февраля 2016 г. 13:45

2K

5

Добрый друг Джон Гришэм прокрался в нашу жизнь незаметно, очень вкрадчиво и заволакивающе. Среди пестрой раскраски детективов начала 90-х, его произведения довольно выигрышно отличались органичностью жанра, какой-то основательностью и уже на тот момент - разнообразием (далее это качество вообще возобладало, ибо Джон Гришэм - непревзойденный, своего рода, экспериментатор. И нужно заметить, что довольно успешный). Масла в огонь добавили экранизации того же времени и, если кого-то и не впечатлила "Фирма"(действительно, из вполне себе нетривиального произведения своего жанра получился довольно рядовой фильмец, пусть даже и с Томом Крузом), то такие гиганты, как "Клиент" со Сьюзен Сарандон и Томми Ли Джонсом, "Время убивать" с Мэттью Макконахи и Сэмюэль Ли Джонсоном - эти заявили о себе во весь голос (было еще "Дело о пеликанах" с Джулией Робертс ).

С тех пор утекло много воды, но положение Джона Гришэма не просто упрочнилось, оно приобрело некий фундаментальный оттенок. И, если он был и остается мастером детективного жанра, вернее, инициатором собственного, называемого "юридический триллер" (куда, как мне думается, в чистом виде относятся только ранние произведения автора), то все это пусть и так, но не просто так, ибо подразумевает нечто большее. Сразу, как кадры любимого, всплывают 100 рабочих часов в неделю молодого юриста из "Фирмы", головокружительный размах дел о коллективных исках в "Короле сделки", поруганная система в незарегистрированных договорах аренды с физическими лицами (ха-ха, удивите нас этим, у нас все снимают жилье без договоров) в "Уличном адвокате", величие судопроизводства в работе с присяжными "Вердикта", суд по правам домашних животных (!) в "Теодоре Буне" и прочее, прочее, прочее. Судебная система США, встающая перед нами во весь рост в произведениях Джона Гришэма, не является навязчивой рекламой страны и подсунутым лжепатриотизмом. Сама собою она задает нам некий ориентир и делает прозрачными некоторые механизмы правильного и незыблемого. Давайте ориентироваться на нечто удачное, подтвержденное временем и не будем обращать внимания на различные побочные эффекты, которые нас могут и не коснуться, ибо защита уже существующего знания бывает и срабатывает.

Убивающий и испепеляющий вопрос, возникающий довольно быстро и непроизвольно в ходе чтения "Партнера", который порою заслоняет даже сюжет произведения - это "можем ли мы вообще кому-то доверять в этой жизни". Особенно, если дело касается 90 миллионов долларов применительно к середине 90-х. Двоякое название произведения помогает давать трактовку ему как буквальную - главный герой являлся партнером некоей юридической организации (читать "совладелец"), так и в том смысле, что партнером является каждый, кого мы наделили в итоге хоть какой-то степенью доверия. А их в нашей жизни много - от людей, приносящих нам пиццу (вдруг крысиного яду туда насуют) до респектабельных швейцарских банкиров, которые якобы не перемещают наших активов. Наверное, у каждого есть какой-то свой личный список близких лиц, приоритетно выстроенных по вертикали с разной степенью доверия. К собственному удручению всегда приводил тот факт, что сам ты в собственном списке далеко не первый. Но доверять самому себе все же необходимо. Хотя бы иногда. Иначе как бы я сейчас это писал.

Несмотря на то, что текст "Партнера" (да и Гришэма в целом) кажется временами сухим и даже нудным, он уже через какое-то время, десять - двадцать прочитанных страниц, таковым не является. Мир Гришэма затягивает, восхищает своей детальной продуманностью и радует налетом какого-то юношеского романтизма. Живой родник, что смог сохранить в своем сердце автор, не смог поколебать с годами его несокрушимую веру в человека. При всем том цинизме, что предполагает содержание произведений Гришэма, его рациональные юридические миры и сугубо материальные взаимоотношения, у автора всегда и везде присутствует некое бесшабашное доверие к ближнему. Интерпретирует Гришэм его всякий раз по-новому - будь то семейные ценности, дружба или любовь. Это то, что над законом, над адвокатской этикой, над средствами массовой информации. Описания отношений между людьми никогда не являлись сильной стороной творчества Гришэма, да мы его и не из-за этого любим - масштабные ситуации, безграничный мир фантазии автора, интереснейшие сюжеты, четкая логика событий и при этом очаровательная простота - все это Джон Гришэм. Самих же людей Гришэм описывает чудесно - 2-3 замечания и определенный образ надолго задерживается в памяти, что очень важно при громадном количестве имен собственных в его произведениях вообще и в "Партнере" в частности.

В итоге, в "Партнере" автор прыгнул выше собственной головы в борьбе с обыденностью и собственным стереотипами - он реально расширил границы собственного сознания (хотя и в пределах юрисдикции другой страны, в Бразилии можно позволить себе кое-что, чего никогда не сможешь в США). Кроме того, постепенно и прочно автор подвел читателя к основной, где-то даже философской мысли - что же такое в результате свобода? Действительно ли все мы как-то подсознательно хотим бежать от своей повседневности и нас ничто не держит? Может ли существовать вообще такой человек, которому можно доверять полностью? И что, в конечном итоге, нам нужно от этой жизни?

p.s. К Гришэму у меня, конечно, завышенные требования, но это результат двадцатилетнего знакомства с ним. В любом случае , его фамилия - это гарант качества, он никогда не подведет, с ним никогда не будет скучно и с его книгой без колебаний можно остаться один на один в любой ситуации. Я бы ему доверил и близких людей, ибо в моем списке партнеров среди писателей он один из самых надежных.

Комментарии


Занятно-занятно!


Конкурс в радость


да, повезло с тематикой :))


Пока прочитана всего одна книга Гришэма, и я осталась в полном восторге. Теперь хочу с первыми работами автора познакомиться. Особенно с романом "Пора убивать".


Мое любимое из классики - Король сделки, Адвокат, Фирма, Золотой дождь. Пора убивать чуть рассчитан на сенсацию, ибо Гришэму нужно было о себе заявить в первом произведении. Правда вышло продолжение


кхм... прочитала другую рецензию... немного. там пишут, что это вторая Донцова, автор в смысле)


Шикарррная рецензия.


Шикарррная рецензия.


Думаю и мне понравится этот автор, хоть читал только Пора убивать!! Шикарная книга.