Больше рецензий

26 февраля 2016 г. 08:27

182

3.5 Единственной задачей этой книги является выведение из сплина (с) Лоренс Стерн (или Тристрам Шенди)

Здравствуйте! Меня зовут Тристарм Шенди, и сейчас я поведаю вам о своей жизни. Я родился, как и все, тем же способом, но вот зачат я был при странных обстоятельствах. Точнее, не странных, а забавных, но сейчас не об этом, а о повивальной бабке, которая принимала у меня роды. Чудесная женщина! такой как она, не было во всей округе. А ещё у нас был конюх! Так, о чём это я? О бабке или о священнике? По моему, о священнике. Очень незаурядная личностью, с которым произошел забавный случай. но сейчас не о нём, а о повивальной бабке. Меня крестили... А хотите прочитать научную статью о том, как раньше решали споры о том, можно ли крестить детей в утробе? Эта статья на три страницы и все они на латыни, но я вам её приведу. А ещё при моих родах в доме присутствовал мой дядя - очень одаренная и интересная личность, у которого, правда были свои странности. Но у кого их нет? особенно то касается моего отца - прекрасного ученого человека и оратора, который любил спорить с доктором. так, о чём же это я? О чём же я хотел всё-таки рассказать? А, уже конец книги... Ну ладно, я тогда потом...

Вы только что прочитали краткое содержание книги "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена". Кому то может показаться, что я утрирую и преувеличиваю, а мне же кажется. что я преуменьшаю, потому что в этой довольно объемной книге на протяжении почти 600 страниц творится чёрт знает что! Это смесь абсурда, шутовства, буффонады, остроумия, непристойности (по меркам 18-го века) и желания эпатировать публику. Ну очень необычный роман по своей форме. Это своеобразная предтеча "потока сознания", но, как мне кажется, если в книгах Фолкнера или Вирджинии Вульф такой приём использовался как средство, чтобы отобразиться всё, что творится в голове героев и передать все их эмоции и переживания, то у Стерна такой приём используется как конечная цель, для того, чтобы выделить свою книгу среди литературы того времени. И у него это получилось, потому что книга и для современного читателя является диковинкой, а что творилось в середине 18-го века мне и представить сложно, тем более что название предвещает обычное и стандартное жизнеописание героя. а в книге с первых и до последних страниц творится не понятно что. Например, предисловие автора появляется только страниц через 150, а сам главный герой рождается только посередине четвертого тома (всего в книге 9 томов), в книге есть главы про усы, про пуговичные петли, страниц 50 посвящено носам и то, какую они роль играют в жизни человека. Бред, скажите вы, я и с вами соглашусь, но он довольно забавный иногда бывает. Повествование ведется от лица рассказчика - Тристрама Шенди, который не может толком рассказать свою историю, постоянно отвлекаясь от сути дела перескакивая от одного к другому и так постоянно на протяжении всей книги. В книге очень много остроумных и прекрасных высказываний, которые порою даже оправдывают абсолютно несвязность и нелогичность повествования. Также здесь присутствует критика самых разных слоев населения (от священников до политиков). Так же в книге очень много отсылок различным трудам по психологии, философии, а также к книгам "Гаргантюа и Пантагрюэль" и когда о них идет речь не всегда понятно, что это вообще такое и о чём хотел сказать автор, так что книга рассчитана на начитанных в самых разных областях читателях (коим я не являюсь, потому что являюсь любителем только художественной литературы). Наряду к отсылкам к серьезным произведениям, в книге так же имеет место быть очень много цитат и отсылок к псевдо книгам (например, трактаты про усы и носы), псевдо персонажам или вымышленных историй о реально существовавших героях. и ещё нельзя не заметить, что в книге очень много обращений как к критикам, так и к простым читателям, например "А что достопочтенные критики скажут на это!" или "Вы уж меня сразу извините, дорогие читатели за следующую главу, но вот она" и таких обращений довольно много.

В общем, книга постоянно балансирует на грани между бредом сивой кобылы и абсурдным, но всё равно изящным юмором, с постоянными перегибами то в одну, то в другую сторону. очень необычная и оригинальная книга, даже для современных читателей. Рекомендовать никому не стану, потому что книга ну очень на любителя. мне она скорее понравилась, хотя перед тем, как я сел писать отзыв я думал, что напишу, что вся книга - это бредовый бред, не достойный внимания, но вот я сел, всё детально разобрал, немного остепенился, взвесил все плюсы и минусы и пришел к такому выводу. Эту книгу вообще вряд ли возможно понять (я уверен, что я так и не понял, о чём она), поэтому решайте сами.