Больше рецензий

FoxberryGaelic

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 февраля 2016 г. 08:26

79

3

Что или кто дёрнул меня купить "И маятник качнулся..." в далёком 2007 году. Не иначе как пресловутый фрэлл, которого так часто поминает главный герой книги.
Тогда я без особых раздумий взяла её, а после прочтения, окрылённая положительными эмоциями, без сожаления приобретала и следующие произведения. А что? Главный герой - симпатичный (несмотря на все его переживания об уродстве) молодой мужчина, отзывчивый и неравнодушный к чужой беде. Практически с первых страниц начинаешь испытывать к нему сильнейшую жалость, вся боль за его неудачи и ненависть родственников становится и твоей болью. Диалог ведёт умно и оригинально, не говоря уже о мысленных беседах с самим собой или с его вечной "подружкой" Мантией (уникальной магической способностью).
Примерно так я представляла себе "И маятник качнулся..." до последнего времени. Но, имея привычку периодически возвращаться к некоторым книгам, задумалась, а не повидаться ли мне вновь с Джероном, дабы окончательно определить место книги о его приключениях. Оставить на полке с остальными любимыми книгами? Убрать подальше, чтобы при переезде избавиться или избавиться сразу же после прочтения?
Итак, начну. Сама книга состоит из двух частей, поэтому и своё рассуждение постараюсь разделить на соответствующее количество.
Часть I. "Я - проклят, я - урод, я всё это заслужил".
Примерно страниц сорок я спокойно погружалась в атмосферу книги с её волшебным миром и интересно продуманной магией, как вдруг в голове раздался первый "звоночек". Это что, нытьё? Ладно, и мужчина может порой жаловаться на судьбу. Тем более, только-только в рабство угодил. Но, чем дальше, тем всё чаще и больше. Конечно, в таких "жалобах" частенько говорилось и о доме Джерона, и о его семье, о которых, естественно хотелось узнать. Но не всегда это того стоило. Как правило после подобных самоистязаний хотелось отвесить главному герою хорошенькую оплеуху. У тебя родовое проклятие? Так соберись! И извлеки из этого пользу как для себя, так и для окружающих! Не обязательно из кожи вон лезть, чтобы твоя сестра, - хоть и божество для тебя, - гордилась тобой. Просто учись усерднее, дабы потом в минуты опасности не сетовать на то, что этому не уделял должного внимания.
Несмотря на почти ежестраничные жалобы, диалоги Джерона построены абсолютно иначе. Порой они кажутся достаточно наигранными. И дело вовсе не в том, что автор пыталась создать своему герою чувство юмора и образ неунывающего остроумного парня. От его реплик сквозило фальшью: посредственными шутками, резко переходящими к философским размышлениям.
Помимо этого я достаточно часто задавалась вопросом "А где же логика?". Например, мне было непонятно его поведение как раба, весьма несвойственное для подобного положения (излишняя распоясанность). Или автор понадеялась на то, что Джерон не совсем обычный человек? Или его хозяин имеет достаточно весомое положение в обществе? Не могу дать ответа. Но знаю точно: это не первая книга, в которой главный герой попадает в рабство, но первая книга, где он ведёт себя столь необычным (читай как нелогичным) образом.
На этом отсутствие логики не заканчивается. Джерон постоянно говорит о то, как его все ненавидят, но при этом всячески издевается, когда у него искренне просят прощения (случай с гномом). Или смертельно обижается, перечёркивая всё то хорошее, что произошло в его детстве, и не может простить недосказанности в просьбе, которая ему ничем не грозила. К чему это? Попытка научить читателей элементарной гордости или показать "несчастность" главного героя? By the wау, к клейму Джерона я стала относиться иначе. Если раньше оно меня тяготило и вызывало безмерное переживание к герою, то сейчас я в нём разглядела достаточно хорошее дополнение к общему образу (без нытья и наигранных диалогов).
Часть II. - Я ужасен, не могу же я им понравиться.
- Ах, мы вам так благодарны! Вы прекрасны!

Примерно таким образом и строится большая часть диалогов Джерона с другими героями произведения (не забываем про наигранность). Кстати, а Джерона ли? Лично я здесь разглядела пресловутого "Марти-Стью" с его неограниченными возможностями, всеобщей, если не любовью, то как минимум симпатией. Стоит Джерону только облачиться в женское одеяние (вынужденный "маскарад") и обронить пару-тройку фраз, как в него тут же влюбляется... эльф. А эльфы здесь представлены как гордая, заносчивая и надменная раса. Логика, ау?! И ведь это не единственное её отсутствие (или проявление моментальной симпатии). Я уж промолчу о страданиях героя по поводу отсутствия внимания со стороны противоположного пола, тогда как сама насчитала около трёх таких "внимательных" женщин.
В общем, вывод напрашивается один: собрать волю в кулак и постепенно завершить весь цикл, дабы было легче решить судьбу книг. По одному единственному произведению достаточно тяжело судить об остальных. кто знает, может у автора "первый блин" был комом?

Рецензия написана в рамках игры "Назад в прошлое!".