Больше рецензий

29 января 2008 г. 03:58

29

5

Героиня романа - Мэриан, сотрудница статистической компании, занимающейся исследованием рынка. Она ходит по квартирам и домам и опрашивает людей, нравится ли им пиво "Лось". Жизнь у неё довольно скучная и предопределенная. Она живет на съемной квартире вместе со своей подругой, в компании она невольно играет роль одиночки и даже изгоя - ведь у неё нет мужа. Впрочем, у неё есть молодой человек Питер, который через некоторое время делает ей предложение. Социальный статус Мэриан тут же меняется: на работе она перестает быть одиночкой, её принимают в свой круг коллеги. В общем, на обывательском уровне - жизнь налаживается. И подруга её нашла себе мужчину, бывшего сокурсника Мэриан, соблазнила его, теперь ждёт ребёнка, к своей радости (впрочем, ребёнка она хотела скорее "по науке", потому что надо). Но Мэриан чувствует себя неспокойно.
Дело даже не в том, что она познакомилась с Дунканом, забавным студентом-филологом, который предпочитает свободную жизнь без обязательств. А в том, что она не находит себе места в обществе потребления, где все считают своим долгом "откусывать" от неё куски. В конце концов наступает кризис: она сбегает от жениха к Дункану, но и у него не находит себе места. Результат - она остаётся одна, без мужа, опираясь только на собственные силы.
Роман, написанный в 1965 году и изданный через четыре года, для Маргарет Этвуд во многом автобиографичным, и, кстати, личное начало здесь чувствуется. Книгу называют "протофеминистическим", но эта заданность как-то сужает взгляд на роман. Когда к книге приклеивают, по сути, штамп, она от этого не выигрывает. В "Съедобной женщине" все не так однозначно, и за мнимой "героической" борьбой женщины за своё место в обществе нельзя не увидеть намек на трагедию. Нельзя не увидеть, что ирония начала романа в финале сменяется сквозящей грустью. Интересно сделано: первая и третья части написаны от лица героини, а вторая - от автора. Вообще, даже учитывая, что местами роман, может быть, излишне многословен, написан он мастерски, внимание держит. Причем это не только заслуга желания автора высказаться (ведь первые романы у писателей, как правило, успешны благодаря как раз этому желанию), но и попыток избежать тривиальностей (очень мне понравилась, например, то, как написана история взаимоотношений с Дунканом - этот любовный роман при его сюжетной заданности лишен банальности).

Блог Павла Косова