Больше рецензий
18 февраля 2016 г. 01:41
32
3.5 "В буквальном смысле завораживающая книга" почему-то не заворожила.
РецензияЭто второй роман Дэвида Митчелла, который я читаю, и, увы, лично для меня он проигрывает в сравнении с "Лужком Черного Лебедя". Чтение далось мне нелегко, особенно в начале - через первую часть я буквально продиралась, не в состоянии осилить больше нескольких страниц в день. Мне было невыносимо скучно, меня вырубало, я не понимала, о чем читаю. К счастью, дальше было уже лучше, но не намного.
Роман состоит из нескольких историй, действие которых происходит с разными людьми в разные эпохи и описано в разных стилях (дневники, письма, интервью, от первого лица, от третьего лица). Каждую следующую историю с предыдущей связывает буквально упоминание вскользь. Что привлекло меня почти сразу, так это живой и оригинальный язык автора, уже знакомая мне любопытная манера изложения. И все же мне не давала покоя мысль, как может сочетаться столь "вкусный" язык с таким пресным сюжетом.
Каждая история в отдельности, пожалуй, неплоха. Больше других мне понравились две из них. Роберт Фробишер - композитор 30-х годов XX века - симпатичен мне как персонаж, в нем я узнавала героя любимых мной плутовских романов. Также зацепила история клона-прислуги из антиутопичного будущего Сонми-451, напоминающая смесь "Цветов для Элджернона" Киза и "1984" Оруэлла.
Существенно портила картину притянутая за уши "склейка" сюжетных линий. Создавалось впечатление, что автор взял 6 самостоятельных повестей, нарубил их кусками и перемешал. Едва погрузив читателя в один сюжет, он тут же вытаскивает его за шкирку и окунает в другой, потом в третий, четвертый и обратно. В итоге в голове каждый раз каша из имен и фамилий, и каждый раз, очутившись в очередной истории подолгу не можешь сообразить, кто все эти люди и о чем вообще речь.
До самого конца я ждала, что автор еще успеет подкинуть читателю нечто, что перевернет все это действо с ног на голову, придаст ему смысл и заставит роман сиять подобно алмазу в искусной огранке. Но нет. Возможно, это алмаз, но я его так и не разглядела. В голове вертелся навязчивый вопрос: "Реинкарнация? Окей. Ну и?". Да, попутно были и другие интересные темы, мини-размышления, но основная, связующая идея так и осталась наброском, поэтому лично для меня роман развалился.
Я честно старалась не ожидать многого, но получила еще меньше. Из некоторых частей романа мне удалось выудить "холодное" эстетическое удовольствие и даже выписать несколько эффектных цитат, хотя эмоционального, душевного отклика книга во мне не вызвала. Да и объем в данном случае кажется не оправданным. Однако, несмотря на разочарование, знакомство с автором я хотела бы продолжить. Видно, что он умело и талантливо оперирует художественным словом, играет с разными стилями, жанрами и эпохами, любопытными приемами - такими как, например, совпадающие фразы в параллельных историях, призванные вызвать у читателя ощущение дежа-вю. В общем, Дэвид Митчелл, я не просто верю - я знаю, что ты можешь! Но это, видимо, не тот случай.