Больше рецензий

takatalvi

Эксперт

по ацтекскому коневодству

9 февраля 2016 г. 05:44

460

4

Суть в том, что, когда Господь оглядел созданное, дал каждому предмету, животному или человеку имя и определил долю добра и зла, на Хаммарсё осталось все то, чего Господь не назвал.

Хаммарсё, забытый Богом остров – местечко и унылое и прекрасное одновременно. Все здесь как-то тихо, отстраненно, море прибивает к берегу мусор, принесенный волнами из других стран, и часто умирают птицы, которых находят и хоронят дети. Но именно здесь проводили детство три сестры, становящиеся сестрами только летом, здесь, на Хаммарсё, со своим отцом Исаком, а, значит, это место пропитано ностальгией, детскими играми и ритуалами, представлениями и трагедиями, порой совсем уже не детскими, и, значит, именно это место намертво въелось в жизнь по крайне мере двух человек.

Исак уже стар, и Эрика, Лаура и Молли решают впервые за много лет втроем навестить его. Непросто сдвинуть себя с места и пуститься в дорогу навстречу воспоминаниям, и каждый пытается побороть эту трудность по-своему. Тяжелее всех приходится Эрике, потому что в ее жилах течет кровь мальчика, оставшегося на Хаммарсё, а в легких – воздух, которым он дышал.

Роман написан обрывочным, прыгающим стилем – момент из детства, взрослая жизнь, подростковая пора, снова детство, одно, другое, третье, другое, третье одно и так далее. Воспринимается это дело нормально, все ясно-понятно, но я бы не сказала, что получила удовольствие от такой хаотичной конструкции. Кроме того, несмотря на попытку создать интригу, почти все события в романе предсказуемы с самого начала. Но предсказуемость эта разбавляется действительно странными и порой неожиданными моментами, которые, хоть и не несут какой-либо смысловой нагрузки, придают роману нотку оригинальности.

А эта нотка нужна здесь как воздух, потому что тема книги избита, затерта до дыр, но жизненна настолько, что ее будут еще перетирать и перетирать. Жестокие дети. Первая любовь, запутанность юных лет, уходящие светлые моменты детства, подступающий темный омут и – жестокость пополам с радостным смехом. Тут автору удалось эту мутную неопределенность так влить в повествование и размазать по нему, что как-то даже рука не поднимается на главную героиню, хотя должна бы; ну, что тут сделаешь – подростки, и в какой-то мере понять ее сможет каждый. Сюда же следует добавить и то, что автор подошла к проблеме с довольно необычной стороны.

На мой взгляд, роман не шедевр, так, средний, на вечерок. Но что-то цепляющее в нем определенно есть. Что-то притягательное, почти мистическое.