Больше рецензий

7 февраля 2016 г. 21:54

279

4.5

В книге всего около двухсот страниц, а боли и страха во мне после ее прочтения, как будто прочитана многотомная эпопея самых отборных ужасов. И это все из-за того, что Барнс пишет о том единственном страхе в жизни, который (лично для меня) поглощает все остальные. Это страх потерять очень близкого человека. В детстве, например, я никогда не боялась темноты, мышей, манной каши и всего прочего. Была дурной, а посему абсолютно бесстрашной. А потом, когда материализовались в голове мозги, страх потерять близких сковал меня по рукам и ногам. Этот страх не живет во мне постоянно, это было бы по меньшей мере странно. Но когда он появляется, то парализует меня полностью. Поэтому как я смогла решиться прочитать "Уровни жизни" - для меня загадка. Наверное, потому что это Барнс. А Барнс есть Барнс.

Книга поделена на две части. В первой автор немного рассказывает об истории воздухоплавания на шарах, пишет о знаменитом фотографе Надаре, о Саре Бернар. А вторая часть уже полностью автобиографична - Барнс говорит о том, как его жена умерла от рака и во что превратилась его жизнь после этого. Если честно, то мне трудно проследить особую связть между этими двумя частями. Да, Барнс "перетаскивает" несколько символов и метафор из первой части во вторую, но, положа руку на сердце, я так и не поняла, зачем была эта первая часть. Несомненно, она создает атмосферу, но... А вот вторая часть книги - это невероятно мощный поток эмоций. Это не крики и заламывание рук, это скорее описание разных мелких событий, которые происходили с Барнсом после смерти его жены - как реагировали его знакомые, что сказал ему почтальон, как он ездил в такси без нее. Честно, я не знаю, что именно могло двигать человеком, чтобы оформить все это в книгу и издать ее по всему миру. С одной стороны, это немного странно, потому что на полноценные мемуары это не тянет, а к художественной литературе тоже вроде отношения особого не имеет (или имеет из-за первой части?). Но я уверена, что этот шаг был правильным. Я не помню, когда я настолько растворялась в книге. Да, пусть это скорее вливание себя в чужой поток боли и скорби, но градус искренности зашкаливает и сопротивляться ему невозможно.

И еще это нож в сердце, который автор поворачивает, поворачивает и приговаривает: "Хочешь заглушить страх? Хочешь притушить боль? Иди обними мужа, а вечером пойдите покатайтесь на санках. А потом позвони матери, пойди к ней завтра и подари набор мулине. И да, кота почеши тоже".

9 / 10

Комментарии


Дуже щиро у тебе вийшо. Щемливо.

А про те, навіщо він писав таке у книзі на весь світ — можливо, це якраз була спроба вилити свій біль, матеріалізувати його і нарешті звільнитися?..


Ну так дуже зачепила книга. Тому і щемливо. І гадаю, що ти маєш рацію стосовно причин. Мабуть, так воно і було...


А я не понял, зачем вторая часть...


Я твою точку зрения понимаю. Когда бралась за книгу, то обратила внимание на то, что у тебя тройка стоит. Просто здесь, наверное, дело еще и в эмоциональном "типаже" читателя. Могу предположить, что для тебя не очень характерно "выговаривать" свои проблемы и выплескивать чувства. Отсюда и неприятие и чувство неуместности того, что написал Барнс во второй части. Я тоже себя по началу немного неуютно чувствовала в книге, но потом рассудила так - если скульптор создает статую любимого после его смерти, но это не вызывает никаких вопросов. Может быть, это даже шедевром назовут. Тогда в чем проблема, если писатель пишет книгу? Пусть даже вот такую автобиографичную, как вторая часть.


Ты права, для меня вообще не характерно.

Но ведь он не жены "статую" сделал, а самого себя в состоянии "без жены". Не знаю, неприязнь у меня к такому приему и всё тут...