Больше рецензий

Uchilka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 февраля 2016 г. 10:41

1K

5

Жизнь свою он прожил, она давно кончилась, а он все еще жил. («Снега Килиманджаро»)


Приятно, наверное, сидеть на закате у костра, потягивать из кружки ароматный виски, вдыхать прохладный воздух вечерней саванны и любоваться заснеженной вершиной Килиманджаро, синеющей чуть поодаль. И хорошо бы при этом, чтобы рядом не кружили стервятники. Но рядом с походным лагерем писателя Гарри Смита и его жены они, увы, кружили. Всё дело было в ноге Гарри, потому что в результате вовремя необработанной царапины, там развилась гангрена.

Лучше всего, на мой взгляд, Хемингуэю удавались рассказы. Вероятно, это связано с тем, что большую часть своей писательской карьеры он посвятил как раз всевозможным статьям и очеркам. Он занимался этим почти всю жизнь, повсюду выискивая сюжеты и собирая образы для дальнейшего творчества. Подобная практика позволила ему отточить своё мастерство в такой сложной форме как рассказ. «Снега Килиманджаро» прекраснейший образец этого жанра.

В рассказе две временные линии повествования – настоящее и прошлое. В настоящем Гарри с Эллен и прислуживающие им аборигены разбили лагерь у подножия горы, где все ждут спасительный самолёт. Но его нет, и Гарри с каждым днём становится хуже и хуже, а стервятники кружат всё ближе и ближе. Здесь жизнь писателя подходит к финишу. Прошлое же – это его воспоминания, в которые он уносится, пытаясь подвести итог своей жизни. Всего-то несколько событий, которые происходили с ним в разное время и в разных странах. То он снова на войне, то пытается догнать свою первую и настоящую любовь, то вновь переживает отказ от своих принципов. Через эти воспоминания Гарри ищет смысл в собственном существовании, но эти поиски его разочаровывают. Что жизнь? Она уникальна и она… быстротечна. Всё, что загадывал, не сбылось. Всё, за что боролся, предано. И ничего уже не исправить.

Теперь он уже никогда не напишет о том, что раньше всегда приберегалось до тех пор, пока он не будет знать достаточно, чтобы написать об этом как следует. Что ж, по крайней мере, он не потерпит неудачи.

Гарри бесстрастно взирает на своё прошлое, на свои поступки. Хоть раз он пытается быть честным с собой, с окружающими. Но это не так легко, как казалось.

Если вся жизнь прошла во лжи, надо и умереть с ней.

И он снова врёт. Врёт жене, что любит её, просто чтобы не обижать. Кстати, интересно, что на протяжении всего рассказа Гарри ни разу не назвал её по имени. Она для него «эта женщина». Но не в том смысле, как Ирэн Адлер для Холмса, а скорее просто в значении «одна из». В конце концов, он продался ей, потому что она ему больше предложила, и он честно отрабатывает свой гонорар. Она хорошая женщина, не хуже других, считает Гарри, но не с ней он хотел бы провести последние часы жизни. Только вот те, кто был ему дорог, недоступны.

Нет, думал он, когда делаешь все слишком долго и слишком поздно, нечего ждать, что около тебя кто-то останется. Люди ушли. Прием кончен, и теперь ты наедине с хозяйкой.

Всё, что ему остаётся, немножечко виски вперемешку с воспоминаниями. Потому что ничего уже не исправить. Потому что смерть сидит у него в ногах.

… И там, впереди, он увидел заслоняющую все перед глазами, заслоняющую весь мир, громадную, уходящую ввысь, немыслимо белую под солнцем, квадратную вершину Килиманджаро. И тогда он понял, что это и есть то место, куда он держит путь.

Комментарии


Нужно перечитать. Очень глубокое впечатление и воспоминание об этой вещи.
Первая цитата производит впечатление - интересно, каков контекст. Мысль самоубийцы.
Что ты думаешь об ощущении "изжитости" жизни, об ощущении того, что жизнь завершена?
Я однажды посмотрела "Снега Килиманджаро" с Грегори Пеком. Мне очень нравится его дуэт с Кэтрин Хёпберн в фильме "Зачарованный" (в нём есть эпизод сна, который, ты представляешь, написал Дали).


Если любишь прозу Хемингуэя, перечитай однозначно. Уверена, он и сейчас произведёт впечатление. Сейчас даже сильнее. Потому, наверное, что и в собственной жизни пройден какой-то важный рубеж, пора подводить некоторые итоги. Это я уже о себе :)
Что касается цитаты, почему же сразу речь о самоубийстве? Тут скорее человек давным-давно потерял своё «я», утратил изначальные базовые ценности, погряз в мещанстве. Он понимает, что оттуда уже не выбраться, и что вся его жизнь обычное существование. Но при этом нет мысли о том, чтобы завершить свой путь. В контексте рассказа это смирение с неизбежностью: и с тем, что всё вышло не так, как мечталось, и со скорой смертью. Или ты метафорически?
Очень люблю Грегори Пека. На фильм тоже замахиваюсь, но там ведь всё иначе. Хэппи-энд.


... мне кажется, что те или иные рубежи человек постепенно проходит в течение всей жизни, как и подводит те или иные итоги, не обязательно финальные. О себе? :) Очередной из твоих важнейших рубежей пройден, да, но тебе всё же пора не подводить (даже некоторые) итоги, а напротив, начинать вторую жизнь, или свою жизнь, но снова! :) Наверное, это необыкновенное ощущение. :)

Тут скорее человек давным-давно потерял своё «я», утратил изначальные базовые ценности, погряз в мещанстве. Он понимает, что оттуда уже не выбраться, и что вся его жизнь обычное существование. Но при этом нет мысли о том, чтобы завершить свой путь. В контексте рассказа это смирение с неизбежностью: и с тем, что всё вышло не так, как мечталось, и со скорой смертью.

Эта мысль как-то не пришла мне в голову.
Нет, не метафорически. Мне кажется, что самоубийцы думают и об этом.


Понимаю и соглашаюсь, но в нашей беседе я имею в виду исключительно возрастной рубеж, в том числе и относительно себя :)
Неизвестно, о чём думают самоубийцы, можно лишь предполагать. Мне всё-таки кажется, что идея о бессмысленности существования, причём существования весьма комфортного, как в случае с героем книги, вряд ли может стать причиной самоубийства.


... мне кажется, что как раз возрастные рубежи могут значить немного или не более, чем они "должны" значить.
Я связываю мысль о самоубийстве в данном случае со смертью самого Хемингуэя, со способом его смерти и, я даже сказала бы, с образом его смерти - так же, как говорят об образе жизни.


Они могут и ничего не значить, но это не мешает им быть хорошим поводам для подведения итогов и осмысления как раз значимых и не очень жизненных вех. Это всего лишь что-то вроде отчётного периода :)
Может быть. Только смерть его, довольно тёмная кстати, случилась значительно позже написания этого рассказа - между ними прошло более 20 лет. Зато если совместить период создания "Снегов" с событиями в жизни автора, то тут больше подходит его африканское сафари, после которого он очень тяжело болел.