Больше рецензий

stauver

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 февраля 2016 г. 00:17

517

4

картинка stauver

"С Богом или без Бога? Этот вопрос продолжается вечно. Он приводит к конфликтам, он кончается взрывами ненависти и безудержным кровопролитием. Он разделяет семьи и народы. Он порождает врагов. Он порождает одержимость. Это триумф инфернального безумия как тех, кто против Бога, так и тех, кто за. "

Эта книга - труд нашего современника и соотечественника, который предпринимает попытку в развенчании религии и её устоев не с ныне популярных - эволюционной или нейробиологической точек зрения, а с позиции поиска истоков философского начала её доктрин с целью низведения религии до уровня литературы и обножения всех её изъянов.
Казеннов знакомит читателя с историей научного метода и антропологией, с трудами многих мыслителей, от Сократа до Докинза, приводит множество отрывков из их сочинений с подробным анализом последних, затрагивает темы политики, этики, морали вкупе с религией, разбирает её принципы и устройство. Им проделана колоссальная кропотливая работа, которая даёт богатую пищу для долгих раздумий и внушительный список к обязательному прочтению книг в этой тематике.
Свою замысловатую линию рассуждений автор начинает с античной метафизики, которая предопределила судьбу богословия не только христианских святых отцов или каббалу иудейских мудрецов, но и становление самой религиозной идеологии в целом. Ох, уж эта метафизика. Жанр рассуждений о всём том, что нельзя познать на чувственном опыте, но запросто существует в языке. Отцы всего этого: Платон и Аристотель. Именно платонизм лежит в основе христианской философии и во многом определяет европейскую религиозную мифологию, включая представление о бессметной душе, о перерождении, об идеалах, утопии и евгенике. В своих "Диалогах" Платон противопоставляет тело и его потребности, и душу, разум и познание, с другой стороны, вводит понятие дуализма этих двух структур, что и легло в основу многих религий. Платон излагает мифы не только о душе, но и их перерождении и восхождении к роду Богов. Первый вариант христианство отвергает, но второй становится чуть ли ни его целью. Он пишет и о жизни после смерти для грешников и праведных, что прослеживается в иудаизме и исламе, и более того- в буддизме, когда описывает превращение душ плохих людей в следующей жизни в животных, а самых просвещенных и очищенных - в Богов. Законченный и полный религиозный сюжет о просветлении и восхождении.
А Аристотель в своём труде, имя которого стало нарицательным, выводит понятия " о причинах" и " о целях" всего происходящего в нашей жизни и конечной причиной любого события у него является Бог.
Августин и Фома Аквинский пишут, что христианское богословие прямо наследует античности.
Прямая противоположность метафизики - эмпиризм. И его адепты: Бэкон, Гоббс, Локк, Юмм. Казеннов весьма подробно разбирает их труды и доводы против метафизики и устройства религии в целом. Так же, не обошёл он вниманием отца понятия "атеизма" как такого , Поля Гольбаха.
По Фрэзеру, разницы между функционирующей религией и архаичным мифом не существует. Известно множество божественных персонажей вроде Осириса или Диониса, которые умирали и воскресали. Иисус Христос как персонаж , безусловно, тоже может быть отнесён к этому множеству. Сюжеты об умирающих и воскресающих персонажах связаны с культами плодородия, а мотив "хлеба и вина как тела и крови", во время причастия (евхаристия), можно связать с наследием этих культов. Многие историки религии, в частности Мирча Элиаде, считают, что евхаристия - это ритуал магического каннибализма.
Сам автор не возводит религию до категорий истинности или ложности и, вообще, не пытается придавать своей точки зрения какую-то сильную эмоциональную окраску, например, такую, как отрицание, он показывает в чем её преемственность философии и какую роль она может играть в жизни людей, вот, что ему интересно. Он пишет, что опасность поведения "метафизических" людей в предрасположенности веры в шарлатанство, а также способности быстро принять на веру государственную пропаганду или маргинальную идеологию. Проводит параллели с коммунизмом, нацизмом и ныне существующей власти в России.
Я весьма кратко изложила вопросы, поднимаемые автором. Ни с одним источником его анализа я не была знакома ранее, но теперь просто обязана это сделать)