Больше рецензий
2 февраля 2016 г. 14:10
3K
5 Искусство быть посторонним
РецензияНа кассете – без меня
Без меня – за дверь, без меня – домой
Без меня – теперь, без меня –
анекдот с бородой навсегда
(отрывок их стихотворения Е. Летова «Без меня», 12.09.2003)
Тсс… Если хорошенько прислушаться, то можно узнать, что через 17 дней в некоторых квартирах будут звучать песни группы «Гражданская оборона». Люди в этих квартирах задумаются о том, каково это – владеть «искусством быть посторонним».
Через 8 лет после смерти Егора Летова я держу в руках его завещание – второй сборник стихотворений, выпуск которого ему так и не удалось увидеть. Каждое стихотворение бережно отобрано Летовым из первого издания книги «Стихи» (2003 г.). Во второе издание вошли как ранее известные стихотворения, так и те, с которыми поклонники творчества музыканта не были знакомы, а также последние произведения, ставшие однажды словами песен в последнем прижизненном альбоме «Зачем снятся сны?». Сам автор к стихотворениям относил ту часть своего творчества, которая, по его словам, могла существовать без музыкального сопровождения.
Что представляет из себя поэзия Летова? Как воспринимают её обыватели?
Те, кто хорошо знаком с его музыкальным творчеством, не могут просто читать его стихи. Мы их поём. Стараемся читать, но всё равно поём. А всё, что делается с песней, - всегда легко и непринуждённо.
Те, кто с его творчеством не знаком (или знаком слабо), воспринимают его поэзию, скорее, как сюрреальный мир, мир абстракции и метафор. И тогда поэзия Летова кажется сложной, нагромождённой, непонятной.
Надо отдать должное жене Летова – Наталье Чумаковой, подготовившей книгу к изданию. Обложка книги – благородно белая. А белый цвет, с одной стороны, символизирует чистоту, искренность, свет. С другой стороны, у многих народов белый – цвет траура и скорби. Таким образом, обложка соединяет в себе два противоречия – жизнь и смерть. Да и сам Егор Летов – само противоречие (у него даже имени было два – одно сценическое – Егор, другое – родное – Игорь).
Кто ты, Летов?
Пророк ли?
Может, сумасшедший?
Но однозначно – гений!
Мастерство быть любимым, подобно петле
Мастерство быть глобальным, как печёное яблоко
Искусство вовремя уйти в сторонку
Искусство быть посторонним
(отрывок их стихотворения Е. Летова « Русское поле экспериментов», 1988)
На фото: Е. Летов (именно таким я всегда его представляю).
Комментарии
Очень люблю его творчество. Талант. Его "Моя оборона" и "Всё идёт по плану" знает каждый.
Уже классика, можно сказать!))
Согласна. Уже где-то в моей молодости это все) Но в сердце всегда.
Я люблю это:
"...И опять сначала —
Мёртвые не хвалят, не бранят
Не стреляют, не шумят
Мёртвые не сеют, не поют
Не умеют, не живут"
Его можно бесконечно цитировать:
Какой красивый и удачный эпиграф. И хочется познакомиться с творчеством автора.
Главное, чтобы вас не отпугнуло его музыкальное творчество - "гаражный рок" 80-90-х гг.
Если будете его слушать, начните лучше с последнего альбома "Зачем снятся сны?".
Спасибо, но я не думаю, что оно меня может отпугнуть. Попробую.
Интересно, состоялось ли знакомство и каков результат
Я иду к этому.)
Пронзительная рецензия на творчество Великого Человека! Спасибо, что оживили во мне воспоминания юности, когда я заслушивался его песнями не понимая какой величины, глубины и гениальности этот человек. Жаль, что так рано ушёл. Спасибо...
Вам спасибо за отзыв! Мне повезло: я была на двух его концертах. Один из них Летов внезапно решил дать в акустике. И я вживую слышала его стихи без музыкального сопровождения. Это было незабываемо!
Дааа, поэзия и поэтика Летова - это несравненно просто. Порой захватывает дух. И стихи, и песни. Я без слёз слушать не могу "Дурачка", "Про Мишутку (песенка для Янки), а "Открове" - одна из любимых колыбельных моей дочки. Или вот "И будет целебный хлеб. Словно нипочём. Словно многоточие"... Столь многое есть в творчестве Егора Летова, в которого я в молодости влюбилась.
И я! И я!)) мне кажется, что нашим детям только предстоит открыть талант Летова. Заметила, что после смерти Летова интерес к его личности увеличился именно среди молодёжи, которая уже не застала его живые выступления.