Больше рецензий

sher2408

Эксперт

Шнырлиц - регулировщик хвоста, завиватель спиралей

29 января 2016 г. 18:35

799

5 Жертвы во имя моды

«История кастратов» читается взахлёб – эта монография французского искусствоведа подобна роману с яркой, пикантной сюжетной линией.

Книга предлагает на суд читателя

едва ли не самый увлекательный из существующих в истории музыки — со времен Орфея — миф: историю удивительной затеи, продолжавшейся три столетия и поправшей все законы рассудка и нравственности, чтобы в конце концов создать казалось бы невозможное единство чудовища и ангела.

В первую очередь Барбье рассматривает сами культурные предпосылки к возникновению «музыкального, социального и культурного феномена» - моды на мужчин-певцов с высоким сладким голосом. При этом он иллюстрирует свой рассказ о социально-культурной среде, породившей столь странную моду, выдержками из переписок, дневников, мемуаров и прочих архивных источников.

Три века в Италии, как в светском, так и в церковном мирах, воспевали красоту голоса, порождаемую увечностью тела. Патрик Барбье в своем труде пытается разобраться, как же относились к певцам-кастратам в разных странах Европы и насколько они сами чувствовали себя искалеченными или, наоборот, обласканными Богом. Церковь нуждалась в голосах ангелов, свет - в развлечениях, а в чем же нуждались сами «баловни судьбы»? Ведь слава, экстравагантность, успех часто соседствовали с тяжелейшим трудом, тоской, одиночеством и психическими расстройствами, а сколько жизней было загублено, когда в процессе взросления голос все же «терялся» и будущий виртуоз оставался просто инвалидом, зачастую потеряв не только голос, но и смысл жизни. Однако, по словам автора, ответить объективно на все вопросы невозможно - слишком много белых пятен в исследуемой им теме, слишком мало сведений о своей закулисной жизни оставили сами «премьеры-примадонны».

Патрик Барбье останавливается на истории самой процедуры оскопления, совершаемой еще с древних времен в разных уголках земного шара, и рассматривает различные медицинские, культурные, социальные и воспитательные (при совершении правонарушений различной степени) причины, вынуждавшие эту процедуру проводить (вот никогда бы не подумала, что лекарь мог оскопить пациента для лечения и профилактики проказы, подагры и даже водянки!). И лишь в Европе (Испании и Италии) церковники додумались, что можно творить музыку, обращаясь к такому необычному способу. Не оставлена без внимания и тема проведения самой процедуры в условиях плохо развитой медицины, а также особенностей дальнейшего физиологического развития мальчиков.

Отдельная глава монографии посвящена происхождению будущих певцов, критериям тщательного отбора «сокровищ гармонии и услад королей», вербовке и последующих годах обучения избранного «ценного товара» в консерватории (приведенные в качестве иллюстрации прошения об обучении соискателей-скопцов весьма любопытны). А далее читатель окунается в повседневную жизнь этих учебных заведений, знакомится с их иерархией и распорядком, ритуалами, спецификой обучения и особенностями воспитания, бытом детей (в частности, описывается даже бунт учеников, вызванный жуткими условиями жизни в одной из неапольских консерваторий),..

Барбье с любовью говорит о шедеврах итальянских театральных постановок, созданных благодаря драгоценным голосам; рассказывает о характерах, причудах, жизни на публике и за кулисами кастратов; о соперничестве и непростых судьбах виртуозов бельканто; о вынужденной отставке певцов и сумерках их жизни; рассуждает о двусмысленном отношении Церкви к собственному детищу, «поправшему законы рассудка и нравственности»; анализирует причины и этапы исчезновения столь экстравагантной профессии.

Далее немного иллюстраций и музыки...


картинка sher2408
"Фаринелли" Коррадо Джакуинто
картинка sher2408
Один из самых выдающихся певцов-кастратов Сенезино.
картинка sher2408
"Кастрат Сенезино в опере Генделя "Флавио", Лондон, около 1723 г., приписывается Уильяму Хогарту.
картинка sher2408
Один последних певцов-кастратов Алессандро Морески (1858-1922), поющий в «плачущей интонации». На фото ему 19 лет. Морески 30 лет занимал место первого сопрано в Сикстинской капелле. Единственный певец-кастрат, чей голос дошел до наших дней – в 1902 и 1904 годах Лондонская Граммофонная Компания записала несколько произведений в его исполнении. Мне удалось найти в интернете две из этих записей - "Ave Maria" и G. Rossini "Crucifixus (Petite Messe Solenelle) Black G & T's Rome 11 Ap.1904" Однако, считается, что когда были сделаны эти записи, "Алессандро Морески было 44 года, и вокальная техника его стареющего голоса не производила особого впечатления на его современников а ценители находили в ней много фальшивых нот".
картинка sher2408
Сикстинская капелла - центр духовной музыки Ватикана

Благодарю за полученное удовольствие от знакомства с трудом Патрика Барбье и за толчок к познанию нового evhanimi

Книга прочитана в рамках флэшмоба 2016 и 26 тура флешмоба «Нон-фикшн»

Ветка комментариев


Я бы тоже посмотрела "Баттерфляй". Казалось бы, в сети есть ВСЁ. Не всё...