Больше рецензий

19 января 2016 г. 23:01

149

Бог не умер.
"Правило муравчика" - сказка-притча о том, как котов и собак покинул бог и домашние животные оказались вне рая. Почему бог с маленькой буквы? Все просто: бог для животных - заботливый хозяин, которого увезли люди в военной форме, а рай - всего лишь жилище со святилищем-холодильником, заброшенное и пустующее. Надежды на возвращение в рай (по крайней мере в земной жизни) почти нет, и поэтому кошкам приходится приспосабливаться к новым условиям.
Конечно, все у кошек будет как у людей. В основе повествовательной техники классический прием - иносказание, но это отнюдь не тайнопись в ее традиционном изводе: Архангельский прибегает к иносказанию не для того, чтобы скрыть и замаскировать, а скорее для того, чтобы смягчить грубость и несовершенство природы человеческой. В интервью автор признается: "Если ты хочешь рассказать о том, как устроен мир, но не хочешь изображать его совсем темными красками, то бери животных, потому что они плохими никогда до конца не бывают". (1) Писатель мало заботится о том, чтобы скрыть смыслы. Напротив, со взломом подобных культурных шифров легко должен справиться старшеклассник. Судя по всему, автор изначально и ориентировался на эту целевую аудиторию.
Сюжет сказки занимателен и не лишен архитипических признаков антиутопии. Рай потерян, бог, если и не умер, то кажется навсегда покинул своих питомцев. Кошачье общество раздроблено на несколько конфессий: "Толкованием вероучений занимались святые котцы. Котославных возглавлял Котриарх – черный, необъятный, молчаливый. Котоликов – веселый полосатый кот по прозвищу Папаша. А котометан – обильный телом белый перс, получивший звание Верховного Жреца". Несмотря на подобное разделение, коты живут мирно на своих территориях: " Пепси-Котор населяют котославные, в Кока-Которе живут котолики, а мурчалойцы – убежденные котометане". Но рано или поздно установленный миропорядок должен нарушиться: одинокий "сверхкот" Мурчавес, урожденный мурчалоец и автор книги "Майн Кун", пытается объединить кошачество. Но кошачество объединяться не спешит, и потому Мурчавесу приходится совершить подлость. Он подговаривает собак и организует "нашествие тяфтонов". Ходят слухи, что собаки создали карательный отряд "Бравый сектор", вскоре псы грабят кошачьи склады и оскверняют святыни. Кошкам нужен лидер, им и становится Мурчавес. Приходит время построить сильное кошачье общество, в котором большое внимание будет уделено безопасности, где начнется индустриализация, и каждый житель будет идеально встроен в государственный механизм. Сотрутся границы и религиозные противоречия, да и сами религии станут больше не нужны: святые котцы отправятся в заключение вместе с прочими несогласными.
Конечно, Мурчавес строит тоталитарное государство со всеми его отличительными признаками, и конечно же это государство должно будет рухнуть, а бог-хозяин рано или поздно вернется, но сверхидею произведения стоит поискать все же на другом уровне. Мягко говоря, неоригинально было бы посвящать исключительно теме тоталитаризма еще одну антиутопию, хотя Архангелький, безусловно, не упускает возможности повторить пройденное. В персонажах сказки вполне можно распознать "сильных мира сего", а в сюжетных коллизиях - вехи человеческой истории, и этим, пожалуй, даже интересно будет заняться на уроках литературы. Однако, все эти параллели так или иначе разбиваются об идейную плоть: земные реалии в этой книге постепенно развоплощаются в сторону духовной абстракции.
Сказка - ложь. Поэтому "Правило муравчика" лучше рассматривать именно как притчу, которая не поучает, а скорее указывает путь, не изображает события, а заостряет главную мысль, которую можно сформулировать так: Бога невозможно потерять навсегда, счастье не просто в единстве и земном благополучии, а в единении с Богом. И вот здесь заглавная буква в слове Бог уже вполне уместна.