Больше рецензий

el_lagarto

Эксперт

такой себе гуру

18 января 2016 г. 17:11

665

4.5 Сахар, патока и тлен

Обложка и название у этой книги - такие же мило-неподходящие, как описываемые в ней лондонские фасады: сверху такая нежность и прелесть, но стоит копнуть поглубже - и милота эта расползается, и через дыры и прорехи сквозят человеческие пороки, мерзость, злость и ханжество. Вроде кажется, что начинаешь читать этакий дамский викторианский романчик: две сестры из Луизианы, разоренной Гражданской войной, приезжают в Лондон, чтобы найти богатых женихов. И тут бы, казалось, и ясна вся суть романа, если бы в первых же главах не выяснялось, что сестры вовсе не родные и сильно различаются по социальному статусу. Более того, человеку знающему из названия сразу ясно, что речь пойдет о магии вуду, а если нет - так и это в первых главах объясняется. (И да, при голубых бабочках легкая нервозность как минимум обеспечена).

И так на протяжении всего романа. Красивый, карамельно-сахарный образ, заданный в первых главах, рассыпается от малейшего же прикосновения. Буквально через пару глав дамский романчик оборачивается довольно жутковатым мистическим детективом. Любовная линия с преданным вроде бы и благородным женихом - в наличии, но тут, что называется, жопой чувствуешь, что с ним что-то не так. Автор, надо отдать ей должное, выдерживает нужный градус подозрений практически до самого конца, опровергая то одно очевидное предположение, то другое. Или жених главной героини - вначале вроде миленько так, а примерно в середине книги как вылезает вся тематика рабства, расизма и отношения к людям как к вещам, или как к удовольствию, или как к обязанности только по цвету кожи - вообще сразу ужас берет, как обычные в общем-то люди оказываются способными на такие зверства. От описаний отношения господ и рабов прям холодок бежит по позвоночнику. И автор не делит персонажей на хороших и плохих: с рабами обращается нечеловечески и семейство главной героини, и сама она, хоть и происходит из хозяев, но считает себя цветной и называет англичан "белые люди", проводя очень четкую грань между чопорной Англией и креольским Югом. А ведь помимо этих персонажей есть еще традиционные для английской литературы тетушка с кузинами... Надо отдать должное, у каждого из перечисленного получился свой характер, своя червоточина, и каждый со своей тайной по-своему "хорош". Лично мне больше всего неприятна была Мари: после "Изящного искусства смерти" проститутками и наркоманами уже не удивить и не испугать, но от вот этого викторианского ханжества просто выворачивает. Автор очень метко характеризует Мари всего одной строчкой: в пансионе из девушек выбивали порок, и она была из тех, кто подавал преподавателям розги. Кстати, стиль повествования вообще приятно удивил: вроде бы такой тягучий, несколько затянутый, но есть несколько очень точных фраз, когда автор буквально одним предложением описывает характер или сцену.

В общем, книга и как мистический детектив в рамках викторианского Лондона уже была бы неплоха, хоть таких книг и написаны уже десятки. Но автор решила на мелочи не размениваться и добавила капельку оригинальности в виде магии вуду. Где Луизиана, там - рабство, а где рабы - там их религия, верования и колдовство. Вместо банальных зомби и проклятий мир вуду расписывается очень подробно - чувствуется, что все это автором подробно изучалось, - а что особенно прекрасно, это что чем дальше идет повествование, тем менее понятно, реален ли этот мир ли же главная героиня плавно съезжает с глузда. Собственно, из-за ее припадков все не так очевидно. Хотя мне очень хочется верить, что без мистики все-таки не обошлось - так и концовка выглядит более оптимистичной, и, к тому же, в пользу этой версии имеется, скажем так, свидетельство одного персонажа. А так мир духов до самого конца остается миром духов.

Кстати, очень интересной оказалась параллель между религией вуду и христианством. Если открыть Википедию, то можно прочитать, что многие лоа ассоциируются с католическими святыми, так, например, Маман Бриджит имеет общие черты со Святой Бригиттой и Марией Магдалиной. Вот и главная героиня размышляет в церкви, что святые - это новые лики, под которыми прячутся старые божества, и почему люди так гнобят чужие верования, когда, по сути, все молятся одним и тем же. В статуях в церкви она видит древних лоа. Да и мелькающий на страницах Барон Самди сам говорит: вот, мол, какой ты видишь Смерть, из всех ее ликов ты представляешь именно меня.

В общем, крутой замес из лицемерного викторианского Лондона, рабовладельческой Луизианы, мистической магии вуду и абсолютно прекрасных и очень живых персонажей. Он немного тягуч, как патока, но крепок, как ром, и темен, как кофе. И в нем хватает и социального, и детективного, и метафизического. Да и просто жизненное, пожалуй, сыщется.

Комментарии


скажите, пожалуйста, а что такого почитать, чтобы быть "человеком знающим" про вуду?

Рецензия потрясающая! Сразу захотелось поскорее начать читать)


Спасибо)

Сама ищу, что бы почитать, чтобы быть человеком знающим. Пока нацелилась на это


интересно, спасибо +_+


Екатерина Коути сама по себе,является для меня интересным персонажем :-) Я знакома с её книгами об Англии,об истории и культуре Англии,а вот её художественную прозу не читала.Если на самом деле так здорово написано,обращу внимание.


А я, наоборот, не знала, что у нее есть книги об истории и культуре...)) Книжку можно упрекнуть в некоторой неторопливости, но написано действительно хорошо, на мой вкус.


Советую её книги об Англии.Некоторые ругают,мол,много неточностей,но я прочла залпом просто.А недавно Екатерина замахнулась на Викторию, нашу, Королеву :-) Большая биография Виктории авторства Коути вышла.Я уже в свои будущие покупки эту книгу записала :-) А вместе с этой книгой,возможно и её художественную книгу прикуплю.Спасибо за рецензию,


Настолько красивая рецензия,что не добавить в свой бесконечный литературный список не смогла)) Спасибо!