Больше рецензий

Tig

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 января 2016 г. 17:45

1K

3.5

Дочитав книгу, почитала отзывы о творчестве Ю. Германа. Советские и современные.
Захар Прилепин: "Герман — большой имперский художник".
Дмитрий Быков: "Юрий Герман — это писатель всего, что не укладывается в норму, летописец всевозможных подвигов и чудачеств. С самого начала его привлекали гипермасштабные типажи, герои. Но мне кажется, что из замечательного бытописателя, летописца Москвы и Ленинграда 30-х годов, его несколько насильственно сделали сочинителем эпоса".
Мнение Прилепина вызывает нехорошую улыбку. С Быковым я почти согласна, хотя непонятно, кто же это заставлял Юрия Павловича...
Что мне понравилось? Сарказм и отрицательные герои. Страницы о непотопляемом Женечке Степанове и гнусной кадровичке Горбанюк читались с огромным удовольствием. Все эскапады и злодейства Инны Матвеевны получились у писателя на 10! Чего стоит только одно описание ее деятельности на посту лагерной врачихи:

Привыкла, выполняя волю начальства, заключенных врачей за «незаконные освобождения» строго наказывать для острастки. Привыкла сидеть развалясь, когда старый доктор или даже профессор, но заключенный, стоял перед ней по стойке «смирно». Привыкла раскатисто и насмешливо произносить — «р-р-азговорчики!». Привыкла к собственной фразе, усталой и отвечающей, как ей казалось, на все вопросы: «У нас не санаторий!» Привыкла, тоже не сразу, но все же привыкла к чудовищной, но общепринятой формулировке, звучавшей так: «Больной — здоров!» Привыкла отказывать в любых медикаментах, даже таких, какие были на складе, накладывая резолюцию, ставшую притчей во языцех: «Фронту, а не этим мерзавцам!» И привыкла, в довершение всех своих привычек, искренне ничему не верить, а потому никому, никогда, ничего не разрешать, а разрешенное запрещать. Двух-трех симулянтов она действительно, кажется, разоблачила, это были подонки, убийцы, насильники. Но не верила всем, даже мертвых подозревая в том, что они «филонят».
С уголовными она была попокладистее, и когда те однажды изувечили тихого профессора-ботаника затем лишь, чтобы отобрать у старика посылку, Инна Матвеевна для пользы дела шуму не подняла и увечья объяснила «несчастным случаем», разумно рассудив, что ботанику уже не поможешь, а уголовные и лагерное начальство — тот «контингент», с которым и в дальнейшем ей придется иметь дело.

Или описание семейства чекиста Ожогина:

От майора попахивало водочкой и чесночком, от Сони — духами. И ожогинская мама, похожая на портреты Чернышевского, тоже была тут — волновалась перед замечательным фильмом.
Наконец они все сели, свет медленно погас, и когда на экране появился Сталин, мама Ожогина первая зааплодировала и сказала сквозь слезы:
— Вот он!

А вот с положительными героями у Германа не все вытанцовывается. Штуб - тут все прямо-таки залито патокой. Даже советские критики деликатно отмечали, что в описании Штуба Юрий Павлович переборщил с мелодраматизмом. Старенький засаленный китель, любовь к Пушкину, героическое разведческое прошлое в тылу врага, мягкость, переходящая в мягкотелость. Своему наглому водителю, который бесцеремонно сжирает кухонные припасы штубовского семейства, слова упрека не скажет. Собачек-кошечек обидеть рука не поднимается. Читаешь – и помираешь от умиления:

Кошку Мушку ему удалось вынести за загривок, но когда он вернулся за собаками, братья-гибриды скрылись под тахту.
- Пош-шли отсюда! — сев на корточки, прошипел полковник.
Из-под тахты раздалось двухтактное постукивание. Это гибриды Джон и Джек заверяли полковника Штуба в своих искреннейших к нему симпатиях мерным поколачиванием хвостами об пол.
Август Янович наклонился совсем низко.
Глаза собак выражали из-под тахты подлинную любовь, даже любовь преданную, но и железное упорство. А помойная Мушка в это мгновение мягкой лапой растворила дверь и тигриной походкой пробралась на угретое место к Тутушке.

Тетушка Аглая. Вот не знаю, как я во второй части трилогии ей "не поверила", так и в дошла в третьей до полного бешенства. Ну ладно, твердокаменная, убежденная большевичка. Не боится за себя - пусть! Но зачем же своими безумными действиями подставлять под смертельный удар тех, кто тебе помог вырваться из лагерного ада, не говоря уже о родных и близких?
Так же непонятно для меня отношение автора к Зосе Штуб. После этого отрывка:

Потом немцы прорвались к правобережью Унчи. Тихая, кроткая, голубоглазая, невероятно рассеянная и добрая Зося проявила вдруг никому не известные черты характера. На коротком собрании в читальном зале библиотеки Зося Штуб заявила, что покуда «ценности фонда» не будут эвакуированы, всякого покинувшего библиотеку она будет считать дезертиром.
Библиотечные девочки и старушки глядели на свою начальницу, как на сумасшедшую. «Юнкерсы» уже бросали бомбы на город, с того берега стреляли из пушек, что можно было эвакуировать, какие фонды?
Тем не менее Зося добилась своего. Сама, неумелыми, слабыми руками она заколачивала ящики с книгами, писала на неструганых ящиках мазутом пункт назначения, сутками не выходила из библиотеки, спала тут же с Тутушкой, Тяпой и Аликом, в кафельной печи варила ребятам кашу. Потом было еще одно собрание — заключительное. Старушки и девочки — бибработники, как они назывались в прозе, или «лоцманы книжных океанов», как про них выражались поэтически, — застыли в выжидательном молчании: что-то еще нынче «выкинет» их начальница. Но Зося помолчала, вздохнула и сказала:
— Мы отправили наши книги. Ведь фашисты бы их сожгли! А теперь книги едут…
Было очень тихо в читальном зале.
— Едут! — повторила Зося. — Едут наши книги…
Ее голубые, печальные глаза смотрели куда-то в далекую даль, и все посмотрели туда же, но ровным счетом ничего, кроме портрета Островского, не увидели. Портрет был в золотой раме. Может быть, она велит портреты упаковывать? Но Зося о портретах ничего не сказала, деловито со всеми распрощалась и объявила своему штату, что все свободны.
Уехала она с ребятами последним эшелоном, который отправила Аглая Петровна Устименко.

А "библиотечные девушки и старушки" тоже уехали с этим эшелоном? Или остались на растерзание в оккупации, утешаясь мыслью, что тома Карлы-Марлы и стишки Демьяна Бедного благополучно эвакуированы?..
В отношении главных героев трилогии - Вари и Володи - у меня претензий к Герману нет. Они должны были "переболеть" сильными страстями, раскусить мудрость и тяготы жизни, чтобы оценить друг друга по-настоящему.
И все же... Герман - хорош, но я предпочитаю Ю. Слепухина.

Комментарии


А "библиотечные девушки и старушки" тоже уехали с этим эшелоном? Или остались на растерзание в оккупации, утешаясь мыслью, что тома Карлы-Марлы и стишки Демьяна Бедного благополучно эвакуированы?..

Ну вот у Слепухина как раз и описывается правдиво, что было с оставшимися в оккупации после того как им предложили пустить слезу умиления, что "книжечки спасли"...


У Слепухина все правдиво, откровенно и без "подмигиваний". А у Германа, на мой взгляд, довольно много фиг и завуалированного издевательства. Все-таки не зря он из-за Зощенко страдал. Вот этот отрывок про Зосю - это ж стёб. Мне так показалось...

— Едут! — повторила Зося. — Едут наши книги…
Ее голубые, печальные глаза смотрели куда-то в далекую даль, и все посмотрели туда же, но ровным счетом ничего, кроме портрета Островского, не увидели.

Правда, от него не очень весело.


Да, даже если и стеб (хотя, сомневаюсь), то все равно не весело.
А тут мне еще по поводу эвакуации вспомнился рассказ Бориса Сичкина (извиняюсь за обширность цитаты):

Перед войной я работал в Ансамбле песни и пляски Украины. В августе сорок первого года мне предстоял призыв в армию. Весной того же года я неожиданно получил приглашение в Ансамбль песни и пляски Киевского военного округа от его руководителя — знаменитого балетмейстера Павла Вирского, с которым мы прежде работали в Ансамбле народного танца Украины. Переход надо было оформить срочно, так как военному ансамблю танцовщик требовался немедленно.
Я пришёл к своему директору ансамбля Белицкому, объяснил ему ситуацию, дескать, у меня есть возможность в таком случае и в армии остаться артистом.
— Вы что, ищете лёгкий путь? — начал Белицкий. — А кто же будет служить в нашей армии?
— Как артист я принесу гораздо больше пользы армии.
— А родине, Сичкин, нужны солдаты, а не танцоры. На этом разговор окончился. Время шло, Вирский меня торопил, а директор не отпускал. Я опять пошёл к нему. Какие только доводы я не приводил, но все безрезультатно. Белицкий упорно стоял на своём. Сколько нелестного услышал я в свой адрес.
Оказалось, что я не патриот, чуть ли не дезертир. Мне казалось, что вот-вот директор обвинит меня в измене.
— Если начнётся война, вы небось первым в Ташкент удерёте. С такими, как вы, Сичкин, я бы в разведку не пошёл. Я как коммунист вам скажу: с такими, как вы, коммунизм не построишь, — закончил он тирадой и выставил меня.
Я уже было махнул рукой и собирался извиниться перед Вирским. Но неожиданно выручил случай. Директор Белицкий уехал куда-то на несколько дней, а оставшийся вместо него заместитель без звука меня отпустил.
15 июня 1941 года я впервые надел солдатскую форму. Через шесть дней началась война…
В дни первого военного лета было не до песен и танцев. С первых дней войны, когда немцы приблизились к Киеву, началась эвакуация. Наш ансамбль использовали как обычное воинское подразделение. Мы патрулировали по городу, несли караульную службу. Последние дни перед сдачей города мы стояли в заслоне на днепровских пристанях, откуда баржами отправляли людей в тыл. Это была адская работа. Десятки тысяч людей рвались уехать, а у пристани стояли считанные баржи. Отправляли женщин с детьми, больных и раненых, пожилых людей. Остальных сдержать было нелегко.
В самый разгар погрузки на пристани неожиданно появился мой бывший директор с тринадцатью чемоданами. Увидев меня, он изобразил на рынке смешанные чувства. Я так и не понял: то ли он безмерно счастлив нашей встрече, то ли у него расстройство желудка. Директор-патриот протянул мне бумагу, в которой говорилось, что товарищ Белицкий командирован в город Ташкент для организации фронтового ансамбля.
— Сейчас не до песен и не до танцев, — сказал твёрдо я ему. — Надо защищать родину, а петь и танцевать будем потом, после победы.
— Борис, посмотри, кто подписал бумагу!
— Такую бумагу в такое время мог подписать только Адольф Гитлер.
— Я отдам что хочешь, умоляю, только помоги мне, — прошептал мне этот патриот.
— Уважаемый товарищ Белицкий, сейчас не время давать друг другу сувениры, сейчас самый лучший сувенир — винтовка в руках.
— Борис, — умоляюще сказал он, и в голосе у него, как у еврейского певца на кладбище, когда отпевают покойников, я слышал слезу.
Дежурство моё заканчивалось, но когда меня пришли сменить, я отказался. Я знал, что как только я уйду, эта мразь точно проберётся на баржу.
Я валился с ног, ужасно хотел спать, но стоял на посту.
Немцы уже были в Галосеевском лесу, а это почти пригород Киева. Слышалась канонада. Мой бывший директор со слезами на глазах уговаривал меня:
— Пойми меня правильно, я коммунист, и как только немец войдёт в город, меня сразу расстреляют. Ты меня понял?! Борис, немец с минуты на минуту появится, тогда все — мне конец. Пожалуйста, пусти меня на баржу.
— А вы что думаете, когда немец войдёт, он со мной на танцы пойдёт? Обезумевший от усталости, я стоял у трапа. Понимая, что меня надолго не хватит, я постарался всех предупредить, чтобы эту сволочь на баржу не пускали.
Через несколько часов я проснулся и тут же бросился на пристань.
След патриота простыл… Уехала эта гадина со своими чемоданами.
Сколько таких патриотов с партийными билетами, драпавших впереди всех со скарбом, я повидал в те дни. Даже трудно представить.

Могу только добавить, что если вдруг таким патриотам случалось остаться все-таки под немцами, они на удивление быстро приспосабливались к новым хозяевам и устраивались на теплые местечки. Журналисты, деятели культуры очень быстро перелицовывались и вливались их советские штампы в манере подачи материала, все эти обороты и грозные эпитеты про "врагов народа" нашли применение против "врагов рейха", то славили "мудрого товарища Сталина" - теперь же мудрого великого фюрера Адольфа Гитлера".
Или советские артисты-орденоносцы М.А. Дудко и Н.К. Печковский - очень даже неплохо устроились при немцах в Гатчинском театре. Получали гигантские гонорары, вермахтовские продуктовые пайки, гастролировали по области, выступали перед немцами, сторонниками Власова.


Могу только добавить, что если вдруг таким патриотам случалось остаться все-таки под немцами, они на удивление быстро приспосабливались к новым хозяевам и устраивались на теплые местечки.

Ну а что, это для них, так сказать "условие выживания". В современных условиях почти так же (только, если во время войны это еще можно было как то объяснить боязнью "попасть под топор"), то сейчас лизоблюдство "творческой элиты" - просто желание набивать карманы в любых условиях. Взять приснопамятного и непотопляемого Кобзона - то он песни про Ленина пел, сейчас Путину усиленно одно место лижет. Сейчас на Ельцина плюется ядом, хотя и при нем себя очень неплохо чувствовал...Славит мифическую "Новороссию" и "русский мир", клянет запад и гейропу, однако не побрезговал попросить своего патрона, чтобы тот ему разрешение лечиться в той самой проклятой Европе выбил, в обход санкций. А сам голосовал за запрет российским детям там лечиться, но так это ж ерунда - то он сам, а то какие то дети...


И я к вам на лавочку, тоже голосую за его отрицательных персонажей.