Больше рецензий

13 января 2016 г. 17:13

23

5

Тургенев - это писатель, который не перестает меня то разочаровывать, то снова удивлять, то навевать скуку и уныние, то волновать и давать надежду. Однако и после испытанного спектра эмоций я могу с уверенностью заявить: Тургенев - гениальный писатель. Тургенев - восхитительный писатель. Но это не мой писатель.
То, что я всегда как-то недолюбливала Ивана Сергеевича, я списывала на незрелость и неготовность оценить всю глубину его произведений. Но "Дворянское гнездо" наконец-то помогло мне осознать что, скорее всего, свои попытки познать и понять Тургенева мне придется оставить.
Каждый русский писатель это, несомненно, мастер тоски. Только у каждого она своя. Мрачная, тяжелая тоска Достоевского отличается от философской, почти мудрой тоски Толстого, от страстной и сжигающей душу тоски Пушкина, от лермонтовской меланхолии и от ироничной тоски чеховской. Тоска Тургенева - это не тоска даже, а уныние - какие-то безнадежные унылые герои, унылые в своей праведности (Лиза), в своей отрицательности (Паншин) и в своей прагматичности (Варвара). Уныл салон Мирии Дмитриевны, уныл немец, и очень, непередаваемо уныл Лаврецкий. Лемм, на мой взгляд - это ключевая фигура произведения, его олицетворение. Если бы "Дворянское гнездо" было человеком, оно было бы Леммом. Маленькая, потерянная личность, влачащая свое сущестование, без страсти, радости, каких бы то ни было эмоций, кроме усталости и легкого презрения. Уныние характерно тем, что, как и отчаяние, осознает безнадежность, но уже все равно. Уныние ни к чему не стремится. Так же, как и "Дворянское гнездо" - нет стремления, нет страсти, есть только тоскливое наблюдение за звездами и широкая русская душа, те качества ее, которые мне особенно не импонируют.
Все это не означает, что книга плохая - напротив, Тургенев все это описал настолько живо, что я чувствую эту тусклую, благодетельную, праведную безнадежность. Не знаю, хотел ли он, чтобы читатели чувствовали именно это, но, так или иначе, других эмоций книга не вызывает.