Больше рецензий

12 января 2016 г. 14:30

2K

4.5 Неважнецкие кормчие кораблей юности

Пьесы для меня всегда были тренажёром восприятия, и когда-то я читала их так много, что начинала даже в реальной жизни придумывать всем ремарки. Мне всегда казалось, что они к стихам ближе, чем к прозе: важно каждое слово, интонация, малейшее междометие или пауза. Читаешь - как загадку разгадываешь: а этот кусочек тут зачем, а тут почему запятая, зачем вдруг этот вздохнул, а этот открыл окно, ведь не может же это быть синей занавеской, как в прозе, потому что в режиме строжайшей экономии слов автор ставит только самые важные.

"Дорогая Елена Сергеевна" не пестрит ремарками и тайными знаками, но в речи и действиях персонажей сокрыто гораздо больше того, чем можно увидеть, например, в кино (кстати, экранизация тоже на высоте). Больше всего меня радует то, что она очень жизненная при всей схематичности персонажей: нет никого чисто положительного, нет никого чисто отрицательного. Ко всем героям испытываешь сразу сложную гамму чувств, иногда с противоположных концов воображаемой линеечки "нравится - не нравится".

Сама Елена Сергеевна вызывает симпатию только поначалу: вот она светлая и славная учительница с высокими идеалами, которая может научить детей... А чему? Все её идеалы и красивые слова - штампы и лозунги, которые вряд ли могут тронуть сердце подростка, приученного с детства игнорировать пошлые стереотипные лозунги. Ещё страшнее, если все эти заученные фразы идут от чистого сердца, - значит, Елена Сергеевна действительно замылилась до мозга костей, истёрлась на мелочи, стала пустышкой, "передовицей пропагандистской газеты". Все её слова действительно красивые... Сотрясения воздуха. В них только горячность теоретика, самой же жизни она не нюхала и не видела, ей нечего оторвать от своей души и преподнести подросткам, которые очень чутки к подобным вещам. Собственно, об этом они ей и сообщают: грубо, нагло, вызывающе и отталкивающе, но если отвлечься от того как это сказано и сосредоточиться на том, что сказано, то понимаешь, что по сути они правы.

Подростки же - показательный пример того, куда могут завести корабли юности кормчие вроде Елены Сергеевны. Воспитанные на пустой похлебке пустых лозунгов, они вполне очевидно бунтуют против этой пошлости, ударяясь в точно такую же пошлость, но с другим полярным знаком. Пытаясь быть циниками и манипуляторами, они показывают, что было в их жизни что-то такое, когда не было рядом нужного человека для помощи, а были только подслеповатые и глуховатые елены сергеевны, которые настоящую помощь подменили ярким блеском громких слов. Теперь им остаётся спиваться в отчаянии или пытаться завоевать мир под себя одного, маленького и беззащитного в этом мире, чтобы он больше никогда не обижал. В ход идут любые средства и возможности, любая валюта, что угодно. И как прекрасно в этой пьесе, что мы не сможем доподлинно узнать внутренние монологи главных героев в те моменты, когда они произносят нарочитые внешние. Если более слабая личность всё-таки ломается и выдаёт себя, то что же творится в голове и душе человека, более строго контролирующего себя и идущего дальше в методе проб и ошибок им. Мерзости?

Если бы это была не пьеса, а роман, то главу о Володе надо было бы отдать на растерзание/написание Достоевскому. Сейчас же остаётся только додумать, как кипит котёл внутри него за кулисами и за сценой.

Комментарии


Мне нравятся эти словосочетания: кормчие кораблей юности; пустая похлебка пустых лозунгов и пошлость с другим полярным знаком.
Я по юности сочинил пьесу "В отрубе", тоже о насущных кораблях современности


Мне в детстве очень нравилось слово "кормчий", потому что я думала, что он как-то связан с корчмой. Ну и вообще исходя из названия должен кормить.

Ты вот всё рассказываешь о том, что написал или напишешь, а где твои книжки в настоящем, где, я спрашиваю, почитать бы уже хоть одним глазком. Могу даже не почитать, а посмотреть, как другие читают. Потрогать человека, который видел, как другие читают одним глазком.


Я в жж какие-то рассказики запиливал, вечером кину.
Читал меня, что естественно, Nлья и ещё пара лиц


Не знаю, что сложнее: почитать тебя или потрогать Волгова. Может быть, ты его тоже написал, поэтому он ни одним глазком никому кроме тебя не попадается.


Он главный герой моих стихов и проз. Читать меня сложно, не скрою, даже Борхес не стал, сказал: сыграй мне лучше Цоя на гитаре


И как прекрасно, что всё это в пьесе, что мы не сможем доподлинно узнать внутренние монологи главных героев в те моменты, когда они произносят нарочитые внешние.

Лиса, это ты гениально сказала. Земной поклон просто.


Ого, что-то я два предложения склеила странно о___О Надо прочитывать после написания что ли.