Больше рецензий

10 января 2016 г. 18:39

3K

5

На дворе был рубеж девяностых. Только что вышел новый закон о печати, снявший все ограничения на публикацию всего, что взбредёт в голову людям, имеющим доступ к печатному станку.
Старая издательская система рухнула, новая - ещё не успела выстроиться, а между тем солидные, крупные, рассчитанные на миллионные тиражи советские типографии были ещё полностью "на ходу", готовые работать и зарабатывать.
Неудивительно, что именно в те годы на книжные прилавки в огромном количестве хлынуло то, что немыслимо было увидеть на них ни раньше (никто бы не пропустил), ни позже (не принесло бы прибыли). В подавляющем большинстве это был невообразимый шлак, очень скоро заслуженно забытый; но попадались в этой куче и жемчужные зёрна.
Книга Дмитрия Браславского "Подземелья Чёрного замка" была, на первый взгляд, типичным образчиком книг того времени: дрянная обёрточная бумага, нарисованные каким-то дилетантом кривоватые иллюстрации, стилистически хромающий текст, выдающий в авторе человека, впервые взявшегося за перо - и при этом тираж 100000 (сто тысяч) экземпляров. Но было в ней то, что отличало её от всех книг, выходивших до тех пор в нашей стране.
Эту книгу нет смысла читать ни подряд, как обычный текст, ни с нужной статьи, как справочник или энциклопедию, ни с любого места, как сборник стихов или коротких рассказов. Содержащуюся в ней историю надо не читать, а создавать самому. Потому что это - первая на русском языке книга-игра.
Этот жанр появился у нас в те годы, когда компьютерные "квесты" уже существовали, но ещё далеко не каждому были доступны. По сути, первые "квесты" и были чем-то вроде такой книги - только не на бумаге, а в компьютере.
Перед читателем - первый абзац книги. Он какой-то странный: во-первых, перед ним стоит цифра "1" (это было бы понятно, если бы это был номер главы, но пронумерованы и все последующие абзацы - не мелковато ли для глав?), во-вторых, автор говорит о главном герое во втором лице ("Вы быстро идёте вперёд и вскоре оказываетесь в лесу"), а в-третьих - заканчивается он вопросом: свернёте вы направо или налево? Если направо - читайте абзац с номером 86, а если налево - 110.
Так вот в чём смысл этой книги! Что именно случится с её героем, как он доберётся через заполненный всяческой нечистью лес до зловещего Чёрного замка и справится (или не справится) с его злобным хозяином - зависит только от читателя. Переходя от абзаца к абзацу (а их в книге 617), читатель бродит по лесным тропинкам и коридорам замка, встречается, разговаривает и сражается с множеством встречных и поперечных, находит и при случае использует массу предметов - словом, делает то, что положено делать герою классического квеста. В книге почти нет безусловно правильных или безусловно неправильных вариантов действий - это не нынешние прямолинейные квесты типа "выйди из комнаты". Лес и замок огромны, их можно пересечь массой разнообразных способов, к победе могут привести много непересекающихся маршрутов. Начав игру заново и свернув где-нибудь не туда, куда в прошлый раз, можно забрести в совершенно неизвестный уголок леса и обнаружить, например, что какая-то деталь интерьера замка, на которую вы в прошлый раз и внимания не обратили - на самом деле дверь в его неисследованную часть: вам расскажет об этом доброжелательный лесной житель или записка, найденная в кармане побеждённого злодейского приспешника.
Конечно, книга эта была не идеальна. И случайных бедствий, в том числе и фатальных, не зависящих от воли читателя (или зависящих как-то нелогично), в ней было многовато, и механика сражений проработана не очень, и признаки того, что автор, воспитанный на народных сказках, только что открыл для себя жанр "фэнтези", вызывали улыбку (чего только стоило имя главзлодея, повелевающего армиями гоблинов и орков - "Барлад Дэрт" ;) )... Но всё это совершенно не уменьшало того восторга, который эта книга вызывала тогда у всех, заполучивших её в руки.

Комментарии


О, как же было увлекательно проводить время с этими книгами-играми, помню, я больше всего любила книгу-игру Юрия Пульвера Лабиринт колдуна :)