Больше рецензий

8 января 2016 г. 17:12

326

4.5 My name is Death and the end is here...

Раньше мне казалось, что книги Геймана и книги Пратчетта чем-то похожи. Какой-то моралью, идеей, ходом повествования, характерами персонажей. Но чем больше читаю их книги, тем больше понимаю, что ничем они не похожи. Вообще ничем. И для меня не похожи ещё тем, что мне писать отзывы о книгах Геймана очень легко, столько мыслей сразу после прочтения появляется и остаётся. А вот с сэром Пратчеттом сложнее.
Его книги - это одни сплошные эмоции. Чувства. Нечто, не поддающееся описанию и разложению на составляющие. Я восхищаюсь Смертью, его попыткам понять людей и их мир, его желанием помочь и восстановить справедливость. Он видит мир намного глубже, чем видит его человек, и это ему мешает понимать, почему в некой ситуации нужно поступить так, а не иначе.
В прошлый раз ("Мор, ученик Смерти". Честно говоря, не уверена, что читаю по порядку, но какая разница?) Смерть взял себе ученика, на которого скинул свои обязанности, а сам пошёл постигать человеческую сущность. В этот раз Смерть решил заменить Санта-Хрякуса: он разъезжал на санях, запряжённых четырьмя кабанами, протискивался в дома через каминные трубы, раздавал детям (и не только) подарки, а в качестве его личного эльфа выступал многострадальный Альберт. Казалось бы, зачем самому Смерти выполнять обязанности духа страдшества (то же, что в нашем мире рождество), но оказалось, что всё куда сложнее. Плоский мир основан, в основном, на вере, и всё в нём настолько прочно взаимосвязано, что попытки Аудиторов избавиться от Санта-Хрякуса непременно привели бы мир к тому, что солнце больше никогда бы не взошло. Пожалуй, это немного сложно. Для меня, по крайней мере. Или просто непонятно.
В этой книге героев немного больше, чем в "Море...". Тут и целый Университет волшебников (очень смешные типы), ворон, который охотится за глазными яблоками (и видит их в каждом круглом предмете) и маскируется под малиновку, Смерть Крыс, о боже Похмелья (весьма колоритный персонаж), шайка бандитов, фея веселья и зубная фея. Ну, и конечно, внучка Смерти (дочь Мортимера и Изабель - приёмной дочери Мрачного Жнеца) Сьюзен. Подборка героев просто безумна (одних волшебников бы хватило с лихвой), и они не упускают возможности лишний раз показать свою неадекватность (или это нормально для Плоского мира?). Но у них у всех есть свой особый шарм. Вообще, самый здравомыслящий там Смерть, и с этим довольно трудно спорить.
И что касается, собственно, самого Мрачного Жнеца... Уже вторую книгу мне его жаль. Потому что он настолько одинок и никому непонятен, насколько вообще возможно. Он лишён простых человеческих радостей, не понимает смысла некоторых действий и каждый день видит слишком много ужасных вещей (СПРАВЕДЛИВОСТИ НЕТ, ЕСТЬ ТОЛЬКО ОН). Но в этой книге - он исполняющий обязанности Санта-Хрякуса, поэтому ему рады - впервые за всё время. Его угощают хересом и пирогом со свининой, говорят "спасибо" и, в общем-то, остаются довольны (и живы) после встречи с ним.
В этой книге Смерть дарит, а не отнимает. Разуверившемуся он подарит веру, замерзающему - жизнь, нищему - еду, Плоскому миру - восход солнца, а верному Альберту - игрушку, которую он так и не смог получить в детстве. И это очень, очень трогательно. ЕГО ЗОВУТ СМЕРТЬ, И ПРАЗДНИК УЖЕ ЗДЕСЬ. ХО.ХО.ХО.