Больше рецензий

Delga

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 декабря 2015 г. 14:57

461

5

Гамалиил Старший (знаменитый законоучитель, фарисей, учитель апостола Павла) велел замуровать арамейский перевод книги Иова в стену. Возможно, он руководствовался теми же соображениями, по которым христианский законоучитель Федор Мопсуэтский (учитель Нестория) три века спустя объявил книгу Иова простым литературным произведением, а ее автора — тщеславным вольнодумцем, приписывавшим Иову речи, совершенно неподходящие для человека добродетельного и богобоязненного.


«В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен».

(Иак. 5:10-11)

Терпение Иова – пример всем страдальцам? Что мы представляем, когда думаем о христианском терпении? Страдальца безропотного, тихого, благостно-радостного, молчаливого. Иов, приведенный в пример ап. Иаковым таким не был. Он был бунтарем! Он спорил со своими онемевшими от вида его горя друзьями и не мог найти с ними общий язык, дерзал задавать бесконечные вопросы самому Богу, для чужого взгляда, так близкие к богохульству.

Книга Иова – эта повествование о страдании безвинном, которым полон мир, о страдании общем и в то же время всегда личном. О том, на которое хочется закрыть глаза, но которое в глаза бросается. О том страдании, которое вырывается за удобные для ортодоксии рамки грех/воздаяние. Которое невозможно ни понять, ни перестрадать, в том состоянии, в котором мы теперь находимся, и которое потому все время взывает о суде, об удовлетворении. О милостивом к себе отношении.

Библеист Андрей Десницкий, между прочим, считает книгу Федора Козырева одной из лучших интерпретаций образа страдальца Иова. Книга действительно хороша. Эта – не просто толкование, но обзор толкований.

В своем обзоре разных попыток интерпретации образа Иова (от благочестивых до атеистических) автор показывает, как легко споткнуться на толковании образа Иова (а как следствие во взгляде на страдание вообще). Как легко на этом суде принять сторону друзей Иова (сторону неумного и неумеренного благочестия, псевдозащиты Бога, упрощенного взгляда на страдание) или сторону сатаны.

Федор Козырев настаивает на том, что есть два вида богоборчества. Одно – сатанинское. Другое – то, на которое человек может ответить на первое и победить его – дерзновенное и богоугодное, на которое Господь отвечает щедро...

Ветка комментариев


не за что. Вам спасибо за отклик анонимно-анонимный.

ну да, есть такие вещи, о которых говорить с малознакомыми людьми вообще страшно - Бог (и политика, к примеру) безусловно в списке...

а поговорить - пообщаться хочется. Причем и о важном, и о глобальном.