Больше рецензий

18 декабря 2015 г. 15:46

36

4.5

Классический детектив всегда казался мне одним из самых сложных по форме жанров. Это книги, которые нельзя писать «для себя», в них полностью сходит на нет авторское вседозволенное «я так вижу». Это текст-головоломка, интеллектуальная игра, в которой писатель-ведущий не имеет права не принимать в расчет своего игрока – читателя. Он должен четко придерживаться грани, преступив которую, превратит неожиданную развязку в невероятную. Он обязан подбросить читателю все ключи к разгадке и постоянно провоцировать его на мыслительный процесс, при этом не позволяя получить ответы слишком быстро. В идеале – это совершенство композиции, прекрасная шахматная партия.

Поэтому неудивительно, что читать литературоведческие работы о детективах порой интереснее, чем иных представителей жанра. Для игры все время придумывают новые правила, то обязывая ограничивать место действия замкнутым пространством, чаще всего особняком или отелем, а подозреваемых - узким кругом лиц, достаточно шаблонных по сути. То отмечая необходимость раскручивать хронотоп в обратном порядке: сначала – нахождение тела, потом – последовательно – что происходило до этого события – прямиком к моменту убийства. То заставляя делать главного героя воплощением интеллекта, отказывая ему в эмоциональной составляющей… Правил много, и большей частью из них мы обязаны классикам детектива, которые без всяких схем сформировали особенности жанра, позже кропотливо собранные и оформленные в виде постулатов литературоведами. И с такой же легкостью мастера нарушали эти заповеди – на правах творцов, так сказать. Как, например, поступила Агата Кристи в своем романе.

Подробнее говорить не буду – читавшие и так поймут, о чем я, незнакомым с «Убийством Роджера Экройда» не будем портить удовольствия. Отмечу лишь некоторые - вновь чисто формальные - особенности этого произведения. В третьем по счету романе о Пуаро появляется наконец приятный юмор Кристи, так полюбившийся мне в «Автобиографии». Впервые в романах о Пуаро возникли и живые характеры. Нет, фигуры на доске все ещё схематичны, но на то они и фигуры, а вот простые обитатели Кингз Эббот вышли на удивление милыми. Чего стоит только очаровательная Каролина, да и сам доктор Шеппард! Кстати, пусть я нежно люблю Гастингса, но, право, жаль, что доктор выступил рассказчиком только в этом романе – уж очень обаятельным он вышел. Как и в ранних романах Кристи, Пуаро раскрывает не одно преступление, а сразу несколько крупных и мелких тайн – честное слово, такое чувство, что в английской глуши люди без маленького секретика просто не селятся! Целый ворох признаний обрушится на нас ближе к концу, подготавливая к главной разгадке: кто же совершил убийство Роджера Экройда?

Но все-таки классический детектив с его схематичностью, упором на композицию, а не на раскрытие характеров, полным отсутствием моральной стороны вопроса и стандартным набором приемов – чтение далеко не для всех. Но начинать знакомство с ним я все-таки настоятельно рекомендую именно с Агаты Кристи.

Прочитано в рамках игры "Четыре сезона", тема - "книги про Эркюля Пуаро" (За совет спасибо Melodie ), а также в рамках игры "Наперегонки со временем".

Комментарии


Про глушь - в точку))) особенно четко это с мисс Марпл видно)))
Я заметила, что не все детективы у Кристи ровные, есть и неудачные вещи . Но эта... Эта безусловно - шедевр. :-)


Я не так много читала у нее, чтобы уверенно с вами согласиться, но... У меня дома стоит старый сорокатомник Кристи. Недавно я с ужасом обнаружила, что там не все. :) При такой плодовитости в жанре, где надо постоянно удивлять, я не сомневаюсь, что далеко не все книги у Королевы детектива выходили удачными. Но, скажем так, миры у нее уютные, даром что там почти нет честных людей).