Больше рецензий

antonrai

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 декабря 2015 г. 09:25

2K

5

Хоть я и считаю себя человеком, достаточно сведущим в литературе, все время отыскиваются книги, которые всякий человек, претендующий на звание «сведущего в литературе» должен был бы прочитать еще лет двадцать назад, но я вот до сих пор не прочитал. Одна из них – «История Тома Джонса, найденыша» Генри Филдинга – теперь я могу с радостью сказать, что восполнил этот постыдный пробел в своем литературном образовании. Впечатление от чтения, конечно, было не просто большим, а грандиозным, особенно от (условно) первой части книги, ближе к концу впечатление несколько потускнело, все же роман кажется несколько затянутым; есть и еще одна причина «потускнения» - о ней я скоро скажу отдельно.

В свое время Белинский крайне неудачно назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», вместе с тем само это обозначение – «Энциклопедия жизни» - настолько подходит к некоторым книгам, что следует сказать Белинскому огромное Спасибо за введение этого словосочетания в обиход литературоведения. Вот, «История Тома Джонса» - одна из таких редких книг-энциклопедий жизни. В принципе, эта книга обо всем – о жизни в целом; соответственно это и книга на все случаи жизни, одна из тех книг, прочитав которую, получаешь незаменимый и неистощимый источник отсылок по отношению ко всему, что в жизни ни увидишь. А что такое жизнь? – отношения между людьми; соответственно, разнообразнейшие аспекты этих отношений и выведены в «Томе Джонсе». Это и отношения в их наиболее общем измерении (человек с человеком), и отношения между родственниками, и отношения между представителями различных социальных классов, и, конечно, отношения между мужчинами и женщинами. Да, и еще это отношения между содержателями гостиниц и их постояльцами – я их выделяю отдельно, так как тема эта возникает на страницах книги очень часто, равно как и - в отношениях между родственниками, в сочетании с отношениями между мужчиной и женщиной, - особо выделяется тема отношений между отцами и дочерьми - отцы у нас души в своих ненаглядных дочках не чают – но только до тех пор, пока те хотят, что им предписано хотеть отцами, в противном случае пусть хоть с голоду подыхают.

Если попытаться вывести из «Тома Джонса» некую единую мораль, то состоять она, вероятно, будет в том (и тут я почти дословно следую Филдингу), что не стоит слишком осуждать людей за все их безрассудства, и уж совсем не стоит торопиться навешивать на людей такие ярлыки как «негодяй» и «мерзавец». В самом деле, если всяких сомнительных и прямо неблаговидных поступков на страницах книги можно найти с избытком, то вот чтобы назвать кого-то стопроцентным негодяем… это звание безусловно заслуживает разве что один Блайфил. Все остальные более или менее «шалят», ну или пытаются доступными им средствами устроить свою не слишком завидную судьбу (как, например, Черный Джордж, когда он украл… стащил… скажем так, утаил 500 фунтов). Сам Том в этом отношении более чем показательный пример. Ведь его можно назвать и вполне положительным героем (и даже где-то чудесно-положительным – воплощением естественного, в противовес понятийному, благородства), однако же он оказывается совершенно бессилен хранить верность своей любимой Софии, не пропустив почти ни одной женщины, с которой сводит его судьба. И сколь искренне он ни сокрушается по этому поводу, а поделать ничего не может. Откровенно говоря, сомневаюсь, что и свадьба его вылечит (хотя автор и не сомневается в этом). Люди слабы, говорит Филдинг, и даже лучшие из людей – страсти куда сильнее их носителей. В чем-то это касается даже и несокрушимого в своей добродетели Олверти – ведь и он был обманут Блайфилом и, выгнав Тома, поступил с ним очень жестоко и крайне несправедливо. Нет, никто не безгрешен, а тот, кто безгрешен, все равно может ошибаться. Что уж говорить о тех, кто и не претендует на обладание высокими добродетелями – всяк выкручивается как может.

По неустранимой привычке я искал литературного родственника «Тома Джонса», и что же, я нашел его в русской литературе – это «Мертвые души» некоего Гоголя, кажется Николая Васильевича, если помните такого («Мертвые души» как раз и можно назвать «энциклопедией русской жизни»). Вообще Гоголя и Филдинга роднит как минимум два обстоятельства. Оба – блистательные сатирики, причем я бы сказал, что чувство юмора у обоих очень схожее, гоголевское такое, то есть филдинговское, наверное. Второе обстоятельство – оба стоят у истоков реалистической школы в литературе – если Гоголь стоит у истоков русской классической натуральной школы (как это верно отмечает все тот же Белинский), то Филдинг – можно сказать, что и мировой. Почему у истоков реалистичеcкой литературы стоят сатирические произведения (вспомним и «Дон Кихота»)? – не знаю, хотя, какая-то логика в этом должна быть, какая-то логика есть во всем (неужели? – это было бы неплохо:). Впрочем, тенденция, наверное, такова, что новорожденный реализм, воспринимаемый «благородной публикой» как нечто «низменное», как раз и насмехается над всем чересчур «высоким» в литературе. Писатель-реалист, сначала начитавшись книг, а потом увидев жизнь «как она есть» – не может не улыбнуться. Но это так, замечание к слову.

Самым большим разочарованием романа для меня стало то, что ближе к условно второй половине книги линия «Том-Софья» совершенно вытеснила, ну или подчинила себе все остальные. Вообще, когда я вижу, что интрига сводится в основном к тому, выйдет там кто-то за кого-то замуж или нет – мне почти всегда становится нестерпимо скучно. Так случилось и тут – дочитывал просто для того, чтобы дочитать. Дочитал. Внимание, спойлер: свадьба состоялась (кто бы сомневался). Концовка же заинтересовала совсем другим – всю книгу Филдинг проповедовал реализм, а закончил самым махровым хэппи-эндом, где-то даже и с мыльно-оперным душком. Может, это тоже насмешка такая? Скорее, все же тут включается представление о том, что книга должна кончаться или совсем плохо (трагедия) или уж тогда совсем хорошо. В общем, и жили все долго и счастливо. Совсем как в жизни. Если бы…

Еще «Том Джонс» любопытен тем, что слово «философия» произносится в нем совершенно несчитанное количество раз. Я уверен – эта книга чемпион по количеству упоминаний этого замечательного слова. При этом поначалу Филдинг скорее ироничен; по его мнению философ может формулировать какие угодно тезисы относительно, скажем, моральных предметов, но в жизни ведет себя, как и всякий прочий; далее, однако, Филдинг отдает полную дань уважения философии как высокой науке, прежде всего в лицах вечно-символических Платона и Аристотеля. Правда, затем получается, что появление Библии все равно всю философию как бы обесценило, но... что уж тут поделаешь. Отдельное Спасибо Филдингу за образ «философа» Сквейра, который был пойман в таком месте, где бы вы менее всего ожидали встретить философа (в деле замешана дама) - это один и самых комичных эпизодов в литературе, с каким я только когда-нибудь сталкивался:)

Комментарии


Не одолел его в 13 лет (ты про это "раньше"?), но, насколько помню, виною была не сложность текста, а стиль. Кстати, двухтомник мне вручил папаша, но, поскольку он был из родительского шкафа, то я его уже листал ранее. Зато воспользовался им как официальным доступом к этому шкафу


Стиль у Филдинга прекрасный, впрочем, ты ведь вроде и Гоголя не любишь, а они в чем-то похожи. А у нас дома ни Филдинга, ни даже Диккенса не было - отсюда некоторые большие лакуны.


Диккенса я тоже недополучил. Пытался Копперфильда взять в библиотеке, но лет в 8 он тоже как-то не очень пошел. С Филдингом, наверное, было раньше. Я тогда как раз Мало "Без семьи" прочитал и искал что-то похожее. Гоголя я люблю. Вернее, люблю только "Ревизор", а к остальному равнодушен


Совсем как в жизни.


"Жили как в жизни" было бы нестандартной концовкой. )


Хочу прочесть у Филдинга - "Путешествие в загробный мир" - как-то там живут? - как в жизни или, может, по-другому? :)


А я только "Тома Джонса" читала, и то больше 20-и лет назад.(
Помню, что была страшно разочарована хэппи-ендом )

Замогильная тематика тебя затягивает, я смотрю)


Выходит что да, вроде не нарочно, а часто сбиваюсь к чему-то такому замогильному:)


Восхищаюсь людьми, сведущими в литературе. Для меня это недосягаемая величина. Респект и уважуха :))


А, первый абзац вообще можно вырезать:)


Еще чего! Никаких абзацев не отдадим на поруганье!


Ну вот, сначала заинтересовали, а потом Гоголем отпугивать стали. :(
Сижу теперь и мучаюсь: хочется мне претендовать на звание «сведущей в литературе» или могу пожертвовать им, чтобы не читать кого-то, похожего на Гоголя?


Да что же такого страшного в Гоголе то? :)


Страшного, к сожалению, ничего. А вот нереального и сказочного, на мой взгляд, порядком. :(


Подозреваю, что в данном конкретном случае "достаточно сведущи" только выпускники филфака. И то самые терпеливые:)
К слову, очень хороша была экранизация Ричардсона. Помимо прочих достоинств, в ней удивительным образом чувствуются настроения "молодых и рассерженных" (впрочем, сценарий-то писал Осборн:)))


Как-то всех почти задела эта фраза о "сведущести" - вот уж никак бы не подумал: ) Да, я согласен, если уж говорить о "сведущести" с точки зрения тех, кто действительно сведущ, то сведущих окажется очень мало, правда не всегда можно быть уверенными, являются ли и они действительно сведущими:) За подсказку по экранизации Спасибо - хорошо бы посмотреть по горячим следам, если соберусь.


все время отыскиваются книги, которые всякий человек, претендующий на звание «сведущего в литературе» должен был бы прочитать еще лет двадцать назад, но я вот до сих пор не прочитал

Вся моя книгочейская жизнь в одной фразе!)


Чем больше читаешь, тем больше понимаешь, как мало прочитал:)


Прекрасная рецензия!
я как раз дочитываю "Тома Джонса". Признаюсь, к концу книги его стиль немного утомил)


Спасибо! Мне кажется под конец Филдинг немного и сам устал:)