Больше рецензий

16 декабря 2015 г. 09:13

212

3.5 Печаль ангела

У этой заметки как-то сразу сложилось два совершенно разных первых абзаца, которые я сейчас постараюсь объединить в один более-менее связный текст.

Тоби Риддл - Всегда рядом

Первый абзац №1
Сняв однажды великолепную картину «Небо над Берлином», Вим Вендерс навсегда обрёк киноманов на то, что как только разговор касается ангелов, находящихся среди людей, образы из этого фильма будут всплывать в их головах (киноманских, конечно, а не ангельских, хотя, кто знает, возможно, есть и среди ангелов киноманы тоже). Вот и я вспомнил этот фильм, когда я разглядывал книгу Тоби Риддла «Всегда рядом». Именно разглядывал, поскольку текста в ней не особенно много: небольшое стихотворение на полстраницы (его я ещё приведу ниже), но зато графики здесь много – хватило на полноценный художественный альбом. И графика эта необычна, пугающа, завораживающа, вроде бы и земная – Риддл даже указывает в начале книги, что использовал фотографии Грегора Шустера, Стюарта Старра, Эгертона Риддла (своего покойного отца), а также снимки из Библиотеки изображений NASA и Библиотеки Конгресса – но, в то же время, какая-то совсем не из нашей реальности.

Дальше...


Тоби Риддл - Всегда рядом

Первый абзац №2
Нет, это не кадр из фильма Дэвида Линча, хотя очень похоже на то, что выдран скриншот из «Потерянного шоссе», или какого-либо другого его творения, редкое из которых обходится без ночных поездок (и в «Синем бархате», и в «Диких сердцем», и в «Твин Пиксе», и во «Внутренней империи» такие сцены имеются точно). Данный кадр – скан страницы из книги Тоби Риддла «Всегда рядом».

Второй абзац, в котором можно найти концы обоих первых
Если сюжетно история ангелов Тоби Риддла, этих «невозможных птиц», схожа с Вендерсом, то по визуальной стилистике она больше тяготеет к Дэвиду Линчу. Это то самое ощущение, когда достаточно малости для того, чтобы обыкновенная реальность вдруг превратилась в пугающее Зазеркалье. И фотографии, считающиеся американским культурным наследием, становятся материалом для нового рассказа об ангеле, который вдруг стал слишком человеком. Таким же печальным, усталым, опустошённым и одиноким.

А вот тут самое время появиться стихотворению, которое «экранизировал» Риддл.

Всегда рядом
Никто не знает, откуда они прилетают.
Они летят.
Невозможные птицы
огромного неба и долгой ночи,
их тишайший шёпот
их шёлковый шорох
нам не различить.
Летят
как миг,
как блик,
как вспышка света –
нам не увидеть.
Как мысль –
не удержать.
Они летят
присмотреть,
и согреть,
и утешить.

Но работа их нелегка,
и одного из них, усталого,
тянет сквозь тьму к земле.

Ослабевший, бредёт
как во сне,
отдохнёт и снова,
пока не выбьется из сил
и не останется на месте.
Тогда, недвижим,
для многих – невидим,
мертвеет, каменеет,
и вот возникает статуя,
всем заметная,
отвечая тенью на свет.
Наконец готов успокоиться
и замереть навсегда.
Но кто-то услышит.
И присмотрит,
согреет, утешит.

Куда он улетает,
никто не знает.

Далее будет много сканов, ещё немного текста.

Тоби Риддл - Всегда рядомТоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Ангел Тоби Риддла - такой же, как и мы, обычные люди.

Он человечен, но не тем самоотверженным желанием жить земной жизнью, которой заражён персонаж Вендерса, и которого это желание окрыляет по-настоящему, позволив ему сменить казённое пальто небесной канцелярии на людскую "гражданку". Нет, ангел Риддла болен человеческой усталостью, он выбился из сил, помогая другим, и вдруг осознал, насколько он одинок в своём стремлении сделать жизнь лучше. Со стороны может показаться, что только ангелам и есть дело до людей, самим людям наплевать, если это не касается их самих. Чужая боль, чужая печаль, чужая нужда - надо быть чужим в этом мире, чтобы она тебя тронула, родившемуся человеком её не познать. Со стороны может так показаться.



Немудрено от этого устать, зачерстветь, окаменеть, превратиться в истукана. Так пропадают лёгкость и невидимость, вездесущность и могущество, сила и понимание - камнем вываливаешься ты из надмирного измерения в реальность, и если не остановишься на этом уровне, то упадёшь дальше - в поджизнь, где из всех цветов есть лишь серый, из всех звуков только белый шум, из всех чувств - лишь холод.

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

И вот когда уже до точки невозврата остаётся совсем немного, находится кто-то - неуклюжий, забавный, простоватый - недотёпа и неумеха, но страстно желающий тебя спасти. И одной этой страсти достаточно, чтобы небо приняло тебя обратно...

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Тоби Риддл - Всегда рядом

Там где ангел пролетел
остаётся тишина
и стратосфера

tequilajazzz. Стратосфера

ПС. В альбоме фотографий много, но я отсканировал только наиболее впечатлившие меня. Возможно, вас больше впечатлят другие.

Тоби Риддл. Всегда рядом

Комментарии


Фотографии надо было под кат убрать, и вообще это не рецензия.


вроде ставил кат, что-то не сработал..