Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 декабря 2015 г. 00:07

177

4

Интересно всё-таки, как конкретный момент влияет на восприятие той или иной книги. Август - мистические рассказы По навевают тоску и уныние. Декабрь - мистические же рассказы Эдогавы Рампо вызывают более чем положительные эмоции. А ведь, казалось бы, схема в обоих случаях в общем одинаковая - страшилка с жуткими деталями, нагнетанием обстановки, детективным сюжетом и ошарашивающей развязкой.

Рассказы Рампо, как мне кажется, можно условно разделить на два типа (и, надо сказать, ему одинаково удачно удаются оба):
- детективы-триллеры, в которых сюжет строится вокруг преступления ("Чудовище во мраке", "Дьявол", "Зола", "Плод граната");
- мистические страшилки, которым по итогу находится рациональное объяснение ("Волшебные чары луны") или же они так и остаются за гранью рационального ("Путешественник с картиной").
Во многих рассказах одним из действующих лиц является талантливый детектив Когоро Акэти. Впрочем, до уровня японского Холмса или Пуаро подняться он не в силах - образ в общем проходной и едва намеченный несколькими штрихами, что даже вызывает сожаление.

Рассказы увлекают. Даже в тех случаях, когда преступник известен с первых строк, когда есть явные параллели с уже известным (практически Достоевский и старуха-процентщица в "Психологическом тесте") или история просто сама по себе становится предсказуемой - потому что интересно, на чём именно преступник проколется. И даже в случае бессмысленной мистики ради мистики, которую я не слишком жалую, она доставляет удовольствие. Есть во всех этих историях какое-то мрачное обаяние. Вероятно, дело ещё и в японском происхождении автора - умеренная поэтичность описаний отлично оттеняет чисто сюжетное повествование (сравнить искорёженный труп с плодом граната!), а внешняя сдержанность и следование тысяче условностей составляют отличный контраст для внутренних вихрей и жестокости преступлений, порой с налётом эротики. Рампо очень ловко расставляет намёки-маячки (к примеру, едва выглядывающий из-за воротника шрам), которые в европейской или американской литературе превратились бы в откровенные абзацы. "Человек-кресло" в этом смысле - просто-таки гимн извращённой чувственности. Вот уж действительно, с трудом могу себе представить такое произведение в какой-либо другой литературе.

Все рассказы хороши по-своему, но бескомпромиссные пятёрки я бы поставила двум: "Человек-кресло" и "Чудовище во мраке". Первое - см. выше. Второе - за отличный детективный сюжет в сочетании с психологизмом и неоднозначной концовкой.

Комментарии


Декабрь - мистические же рассказы Эдогавы Рампо вызывают более чем положительные эмоции.


Просто Рампо - круче!)


Похоже на то. :)