Больше рецензий

27 ноября 2015 г. 05:14

10K

5 Учкудук для непьющих

- Что читаешь?
- Источник.
Через неделю.
- Что читаешь?
- Источник.
Еще через неделю.
- Что читаешь?
- Источник.
- До сих пор???
- Пффф. До середины только дочитал. Но они уже поженились.
- Кто?
- Да, правда.

Первое, что хочется сделать после чтения Айн Рэнд, как и на выходе из какого-нибудь вычурного салона, где все такие прилизанненькие и необычайные, - это взлохматить волосы, чтобы пошли они все со своей укладкой за 130 долларов подальше. Вернее, извините, что так пристойно. Пусть идут в жопу со своей лживой ангелоподобностью, а единственным правилом, что может быть возможным сейчас и здесь - это правило писать так, как тебе заблагорассудится. На абзацы поделю после и равными частями. Айн Рэнд мы все любим, ибо она русская и женщина.

И пусть, сбежала она из СССР еще в юные годы, и русская она с большой натяжкой, и под принадлежностью ее к женщине стоят большущие мужики в длиннополых плащах, желающие проверить (я бы не стал, но Высоцкий еще советовал проверять - какого пола твой сосед), а ее "Источник" написан в 1943 году - как это действительно правильно, гуманно и по-человечески писать о столь высокой архитектуре в те годы, когда весь мир истекает кровью. Горбатый из-за спины Высоцкого голосом Джигарханяна кричит "Володенька, не лепи горбатого, хренов архитектор!" Зато Цвай Рэнд нам вещает, что все тлен и полнейшая фигня. В литературе довольно часто перед нами рисуется нелицеприятная картина или, напротив, слащавенькое изображение мести автора какой-то части человечества. Или всему человечеству. У Драй Рэнд в ее четком последовательном и максимально упрощенном произведении это наиболее очевидно. Когда-нибудь я всем вам отомщу, эта мысль озаряет ее тяжеловатые челюсти и те продолжают жевать свой бесконечный источник, потирая потные ладошки.

Когда Доминик приходит к Рорку, который вкалывает где-то там, не так важно, в общем - молотобоец, то сразу вспоминается училка и сталевар из "Весны на Заречной улице". Любой человек, побывавший в России даже в турпоездке, воспринимается нашими согражданами практически как русский. А, если учесть, что толковых авторов-женщин как-то не хватает, то запись в паспорте Айн Рэн "женщина" воспринимается читательницами как мультинациональное достояние и победа женского пола над поработителями. Конечно, в паспорте там у нее ничего не написано, вы же поняли, но могли бы и записать, ибо я все время сомневался - женщина ли передо мной. Вернее, пол-то понятен, но мне она видится неким средним арифметическим.

Вывешивайте Айн Рэнд сушиться за окошко и можно молиться на нее как на связку свеженькой воблы. Главный герой Рорк, конечно, совсем не новый и совсем не оригинальный. Это воплощение князя Мышкина. Другого, естетственно, не доброжелательного, а надутого, самодовольного и считающего себя центром вселенной. Некий горьковский слесарь Клещ. Нас, правда, пытаются убедить, что Рорку на все плевать и видит он только высший смысл, но все это лажа и девичьи сказки. Выглядит, конечно, красиво. Из-за тяжеловесного мышления автора и простоты изложения глубинный смысл проступает не сразу, но, когда тугие мысли автора обретают форму, становится так скучно, что всерьез подумываешь бросить читать. А позади-то уже половина это нетонкой книги.

Туда бы томик Бальзак уже влез. Впрочем, найти дополнительный смысл, это мы всегда умеем. Айн-Цвай-Драй Рэнд не умела, да. В наше время невозможно наслаждаться чтением известного произведения, лелея свое чистейшее субъективное восприятие, без того, чтобы то там, то тут из десятков-сотен источников не повылезал уже твой источник. То героиня "Грязных танцев", отвергающая потрепанную книженцию насаждаемую ей разнузданным официантом (а это был именно "Источник", как он такой толстенный прибор таскал в заднем кармане), то интервью с самой Айн-люлю Рэнд, довольно мерзкой старухой. Примерно так в детских кошмарах выглядела Баба-Яга. Вопреки ее теории, как там его, "объективнейшего снобизма", то есть "объективного индивидуализма" (хотя там ничего ни от индивидуализма, ни от объективного, верно только слово "теория"), в своем Источнике она использовала банальнейший прием описания раскрутки молодого хоббита.

Когда привыкаешь вешать людям лапшу на уши, то она уже снится по ночам, а из фраз остается только "вот только не надо про макароны". Делая что-то против общества, вы теряете индивидуализм. Пишете "Источник" - вы теряете индивидуализм. Пытаясь себя обособить - вы теряете индивидуализм. Любая банальщина ведет к потере индивидуализма. Его нельзя приобрести, нельзя завоевать, нельзя для себя придумать. Он или есть, или нет. Вот и все. Сама индивидуальность зависит от уровня. На фоне всей нации, например, личность значения не имеет. Ее роль превозносится специально, чтобы развести лоха. Девушке тоже всегда говорят, что она единственная и неповторимая. Ее половой орган. Который нужен всего один раз. Минут на 15.

Конечно, порою личность попадается очень вовремя, да еще и с определенным набором качеств. Не было бы Гитлера - нашелся бы другой крикун. Крикунов что ли мало. Основными инструментами мужского индивидуализма являются работа, водка и женщины. Из них только женщины умеют самостоятельно передвигаться, плакать и, как они сами это называют, "самостоятельно думать". Если вдогонку, тут же выделить подобные элементы у самой женщины, то ими будут женские романы, яд и фаллоимитаторы. Таким образом, мы видим, что мужская работа напрямую связана с самой женщиной. То есть, всей философии Доминик, главной героини, была бы цена копейка в полночь, если бы ей не оставили наследство по умолчанию, еще до начала повествования.

Разумеется, наследство ей оставила мама (это замечательно автор спрятала голову в песок), которое, в свою очередь, ей досталось от папы. Ну, забыла сказать, оно и понятно - дел много. Вообще, она как-то так писала свой "Источник". 6.00 - подъем, завтрак, зубы и всякая фигня. 6.30 - 7.00 Утренняя Прогулка с собакой. 7.00 - 12.00 Написать 25 станиц "Источника". 12.00 - 13.00 обед 13.00 - 18. 00 Написать еще 25 станиц "Источника". 18.00 - 19.00 ужин 19.00 - 21.00 перечитывание 50 страниц, написанных за день. 21.00-22.00 Вечерняя Прогулка с собакой. 22. 00 - положить голову на подушку и спать. 22.01. Уже спит. Блин, не представляю, чтобы она делала, если бы у нее не было собаки. А я вот как раз и не уверен, что была. Продолжая взаимосвязи - женщина попадает в зависимость от водки, которую пьет мужчина, но зачастую получает многие блага именно на том этапе, когда мужчина находится под ее влиянием. Разумеется, под влиянием водки, а не женщины.

Да и вообще, она бывает нужна ему тоже преимущественно в эти моменты. А составляющие женского индивидуализма мужчине вообще не нужны - что ему делать с ядом и фаллоимитатором. О женских романах позже, ибо "Источник" один из них. Но, не бойтесь, женщины, пользоваться ядом, романами и фаллоимитаторами - мужчинам все равно на них плевать. Таким образом довольно схематично и понятно, что индивидуализм мужской для женщины важен, а индивидуализм женский важен только для самой женщины. Поэтому истинный индивидуализм именно женский, но до появления Евы вообще не было разделения по половой принадлежности, следовательно вот он, тот самый корень всех бед.

Все герои "Источника" - тяжеловесные тугодумы. Если даже они типа хитрят, то рассказывают об этом друг другу, видимо боятся. Текст произведения часто напоминает отчет Политбюро ЦК КПСС о проделанной работе Съезду. Структура "Источника" 3+3+2+2+2. Текст поделен на равные смысловые доли, этакое точно отмеренное вдохновение. Открываешь буквально рядом Марк Твена - первая часть 9, вторая 41, третья 23. Рорк всю жизнь ждал своего Винанда. Как дорогая шлюха ждет покупателя своей никому не нужной невинности. "Жду я, жду!" - "Чего же?" - "Людей моего склада". В моем лице Айнцвай Рэнд их явно не дождалась, но это и хорошо, ибо сведет на нет всю ее теорию индивидуализма, а что она потом будет делать еще больше 30 лет.

Всю идею "Источника" можно бы было охарактеризовать как "и так в бою ужасен я, что сам себя боюсь". Свобода, о которой пишет автор и которой посвящены более тысячи страниц - это то великое достижение, которое довольно многие могут непроизвольно и в любой момент изобразить левым пальцем задней ноги. А на самом деле все эти теории для отвода глаз. Главная тема "Источника" - фригидность. Путь к совершенству, вернее - устранение несовершенства, лежит через отсутствие тяги к размножению. Или имитации отсутствия тяги к размножению. Обмани природу, пошли смс на короткий номер.

Айн Рэнд в Рорке воплотила свою эротическую и психологическую мечту. Про качество возбуждения ничего сказать не могу, но психологически получился псевдоидеальный, до тошноты совершенный во всех отношениях и прикрытый со всех сторон фиговыми листочками, тип. Ничего этим, кроме неестественности своего персонажа, она не добилась. Но и книга исключительно для мечтателей. Все людишки у Рэнд низшие духом и исключительно потому, что из всех способов жизнедеятельности она предпочитает гужевой. Хорошо бы было запрячь ее в тот самый плуг, которым пахал Лев Толстой. Милая бы картинка вышла.

А так, конечно, она отпахала свои деньги, получай, Айн Рэнд, свою пятеру. Трудолюбие - очень важная вещь. Особенно чужое. И особенно для нас, для бездельников. Подтекст спасения человечества тоже всюду, но решается он не с помощью смирения, а с помощью насилия. Впрочем, смирение - это обратная сторона насилия. Они всегда вместе, как садизм и мазохизм. От своего "Я" избавиться невозможно, но можно выдавать его за те случаи, когда по счастливой случайности это самое "Я" совпало с целями и задачами какой-то социальной группы. Айн Рэнд именно эту группу и искала, когда писала свой роман. И дело даже не в том, что не нашла - сам поиск не входил в в ее теорию индивидуализма.

Не собираюсь читать ее "Атлант", но заранее знаю, что и там есть такой "идеальный индивидуал", трудолюбивый, простой, творческая личность (это обязательно, самый главный страх Айн Рэнд - герой должен изображать из себя тонкого и всепонимающего, хотя ему проще было бы на стройке с прорабом, чтобы тот объяснял ему все как нужно. Вообще, в "Источнике" довольно много в итоге вылезает интересного, но именно это интересное никак не вяжется с самой Айн Рэнд. Такое ощущение, что, вместо прогулок с собакой, она собирала по тусовкам оригинальные суждения и свежие модные сплетни), с претензиями, считающий себя пупом земли. То есть, как это у нее звучит, "спасителем человечества". Столько спасителей развелось - плюнешь куда-нибудь, обязательно угодишь в парочку.

В конце обязательная трагедия, но справедливость все равно победит, если даже людишки и не поймут. И женщина тоже в качестве главной героини, хотя это совершенно неважно - у автора женщины мужиковатые, а мужчины женоподобные. Как говорил Вольтер "ни тот, ни этот пол собой не украшают". О женских романах так ничего и не сказал, потому что и не собирался.

Комментарии


у автора женщины мужиковатые, а мужчины женоподобные

к сожалению, в большинстве своем так и есть!
многие из такой вот слабой стайки потом пишут книжки, как понять ту самую женщину, другие, после в рецензиях, либо в комментах вставляют свое наболевшее Какая она плохая и какой он бедный и несчастный или его друг спился...
бедные кутятки...
читаешь и плакать за них бедных хочется...


Главный литературный родственник Рорка - не князь Мышкин, а Рахметов. Вообще, "Источник" - это ведь своего рода "Что делать?" наоборот (Чернышевский тянет в социализм и коллективизм, Рэнд - в капитализм и индивидуализм). И, кстати, зря ты считаешь Рорка неестественным; бывают такие люди, как и Рахметовы - в истории любой революции всегда есть свой Рахметов.


Рорк, он же Айн Рэнд, панически боится непонятного, ему так нужно, чтобы все было просто, что он готов остаться ребенком с той лишь целью, лишь бы мир укладывался в его теорию. Причем совершенно в любую теорию. Эта его мнимая "самодостаточность" или, как там ее, "космическая дополненность", не только бред, а подтверждена опытами на человеке, который умирает, не получая ничего извне


Да ему важно построить свой дом - и он его строит. Строит ведь. А остальное - да, гори огнем.


О, эта подкупающая тема мужчины, который должен дом построить. Для него дом тоже самое, что для какого-нибудь бальзаковского папаши Гобсека - деньги. А про такого поется постоянная песня, что он несчастен и ищутся причины. Никакой разницы между Гобсеком и Рорком по форме нет, но по содержанию - Гобсек хотя бы растет в своем скопидомстве, а Рорк нарочно нам показан сформировавшимся и Айн Рэнд боится о нем писать. Прошлое Рорка - это то, где найдут его слабости. А они у него налицо, только закамуфлированы. Рорк типа достиг какого-то развития до начала повествования и потом мы видим некоего бога, который непонято откуда подпитывается, обитая в изолированной среде, питаясь своей "великой идеей"


У всех "идейных" одна главная слабость - все, что под идею не попадает, выпадает и их картины мира, а не попадает под идею всегда очень многое. Они и сильны, и слабы своей узколобостью. Но именно эта их узколобость и помогает им выглядеть неуязвимыми, они закованы "в идею" как в броню, через нее они и подпитываются и в этой броне они "некие боги".


плюсуууууууууууууую)


В данном случае, перед нами всего лишь подкупающий способ достижения - волевые усилия. Не только Рока, но и самой Айн Рэнд, которая такие толстые книжки писала. Это же идеал женщины, прущей вперед ради какой-то там идеи. Все равно какой. Но подобная однобокость лучше всего и обнажает слабые места.

Емельян Спиридоныч не выносил старшего брата. За скрытность. «Никогда не поймешь, что у него на уме. Темно, как в колодце», – говорил Емельян. Игнатий отвечал тем же. И в минуты нехорошей откровенности, посмеиваясь, высказывал, что думал о Емельяне Спиридоныче: «Крепкий ты, Емеля, как дуб, и думаешь, что никакая сила тебя не возьмет. А дуб срубить легко».


Поэтому, чтобы Рорк не прыгал, как Емельян Спиридонович, его отдалили от влияния людей и дали волшебную самодостаточность. всякие там невзгоды ему только в радость - это он так с миром борется. Но мир подошел бы к нему с другой стороны. Но бумага все терпит, а потому перед нами СуперБог


Рахметов больше вписывается в кантовский императив, таких образов много, но они отличаются от Рорка слабыми местами. Если Рэнд прячется от мира потому, что его боится, то Чернышевский, напротив, делает своего героя сугубо практичным, что говорит о его теоретичности. Такой некий ребенок, но с более широкими взглядами, чем у Рорка. Рахметов по сути тот же Электроник, которому грубый мир мешает выполнять свою миссию. А потому он должен этот мир переплюнуть - жрать говядину, пахать как Базаров, наполняясь животной силой. По тому, как автор настойчиво выпячивает свои слабости, можно сделать вывод о несостоятельности героя. В итоге Рорка можно сравнивать не с Рахметовым, а с Верой Павловной, его космические приходы о высшем предназначении имеют ту же природу, что е веропавловские сны


"Рахметов по сути тот же Электроник, которому грубый мир мешает выполнять свою миссию". Так а в чем все-таки отличие от Рорка? Рорк - тот же "электроник" с миссией, а мир ему мешает.


Рахметов косит под Рорка, ему нужны его тупые кулаки. На самом деле он умнее. А Рорк, разумеется, полный дебил, которому в вахтеры метро нужно было идти. Это его абстрактное творческое совершенство прекрасно выглядит на бумаге, но попробуй даже фильм посмотреть (который, кстати, снят при участии Айн Рэнд - статистки голливудской). Там полное фуфло, ибо невозможно изобразить все эти его мифические здания. Это чистой воды сказка для девочек


То, что фильм - фуфло, никогда ничего не доказывает:)


хочу ... хочу просто коснуться ее...
рукой...


Ну его, заразишься какой-нибудь навязчивой моралью


а как ты сам относишься к "сильным женщинам"?


О-да, йа-йа, ещо. Ты про немок в коже?


ага


Посмотри на какой-нибудь чемпионат мира по тяжелой атлетике


Протянул первую сотню страниц - ску-у-чно, примитивно, чистый Голливуд. Так ведь и фильм сотворен с этим супер-дупером, Гарри Купером... Все известно, все предсказуемо, неважно, что и кого она еще туда натащила в следующие 600 страниц. Герои смехотворные ходульные схемы, как их вообще можно обсуждать? Жалкая потуга на большую литерату


В общем-то согласен. Мною двигало в основном любопытство к теории автора. И еще сделал поправку на то, что он женщина


Ее рассуждения об архитектуре на уровне первого курса искусствоведческого факультета института культуры. Мне очень понравилось Ваше "ее" расписание, оно мне напомнило лимерик:"Жил один часовщик из Саратова, просыпался обычно в пол-пятого, в шесть часов - на горшок, в семь - любовный стишок, кофе пил в половину девятого". Впрочем, о женщинах: говорят, у Цветаевой был жесткий распорядок: в 9 утра чашка кофе, первая папироса и за стол - работать (т.е. писать стихи!) и результат, сами понимаете...


очень удачное сравнение с цветаевой. По ходу чтения у меня именно с ней ассоциировалась главная героиня. Тот же истерический самовлюбленный образ. Главный герой -ее оборотная сторона. Такие парами и ходят