Больше рецензий

Weeping_Willow

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 октября 2015 г. 22:52

8K

5

"...ты знаешь, как я не люблю всё, что пахнет московскою барышнею, всё, что не comme il faut, всё, что vulgar. Если я при моём возвращении найду, что твой милый, простой, аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя"
/Из письма А.С. к Н.Н., 1833г./

Меня не покидает ощущение, что в школе нас обманули. Где этот невинный, чудный и прелестный эльф Володя Ленский со своими кудрями, как из рекламы шампуня? Почему его место занял восторженный кретин, которым Онегин любуется, как восьмым чудом света? Кто этот "помещик Ленский", чья "душа согрета лаской дев", и который "не имев, конечно, охоты узы брака несть", рассуждает об Ольгиной груди?

И где мечтательная фарфоровая статуэтка Таня со строчками слез на щеках и взором, устремленным в небеса? Кто эта незнакомая мне уездная барышня о двух извилинах, хитрая и изворотливая?
Где в ней простота, где искренность? Кто тогда навяливает Евгению несуществующее чувство вины своим дешевым романическим пафосом? Это какие такие "слова надежды" он ей шепнул, когда при отъезде от Лариных ему пришлось спросить "которая Татьяна?"?!? С чего это вдруг он ее "спаситель" или "соблазнитель"? С чего это вдруг он вообще "её"?! Это что за пошлятина - "с другим была бы верная супруга и добродетельная мать"? То есть она ему себя без предисловий предлагает? "Никто меня не понимает, я здесь одна". То есть вы не смотрите, что я угрюмая, нелюдимая кикимора, уткнувшаяся в книгу и считающая себя принцессой, а вас - холопами, на самом деле я только и жду, когда кто-нибудь начнет раскопки в моем глубоком внутреннем мире?..
Да и потом - уже в образе княгини, где в ней холодное достоинство, описанное автором? Все - притворство и издевательство. То есть она позабыла свою великую любовь настолько, что ей понадобилось уточнить "не из их ли он сторон"? И если это не приступ раннего склероза, то к чему эта зловонная дешевка? Да и это ее "буду век верна" - мелодраматическая финтифлюшка. Окстись, Таня, твой брак - узаконенная проституция.

Вообще, разгадка, как по мне - намного проще. Представьте себе высокомерную, тщеславную девчонку, неласковую, некрасивую и необщительную. Вся любовь и все внимание достаются на долю прелестной и развеселой душки Ольги. Вначале - родительские любовь и внимание, затем - мужские. Что ей, радоваться что ли, успеху более удачливой сестренки? Куда там! Она злится, вся исходит желчью просто. Вы думаете, ее "смертная бледность" при отъезде уже замужней Оленьки - результат заранее нахлынувшей тоски по родной душе? Ага, а я - королева лиловых бегемотиков. Что это за сестра, которая о своей любви рассказывает лишь полоумной старухе няньке да бумаге? Что это за сестра, которая при всем своем суеверии - не бежит босиком, неубранная, к Оле, чтобы рассказать ей страшный сон и напугать до того, что та не отпустит друга надолго и выпытает у него жуткую тайну? Что это за шваль, которая про сестру говорит (даже мысленно) "другому отдалась"???

Но вскоре Оленькин отъезд оборачивается для Тани маленьким торжеством - у нее резко появляются женихи (думаете, совпадение? куда там!). Тут тебе и Пыхтин - явно заезжий вояка, которые у Пушкина в основном смешны, и Буянов, у которого не сложилось с Пустяковой, да Петушков, танцевавший на именинах угадайте с кем...Душа Татьяны ждала кого-нибудь, да видимо кого-нибудь покруче...И вот наша возвышенная героиня, ободренная внезапным успехом - катит на ярмарку невест (название-то каково, и ведь продалась же!), оставив в деревне простушку, с распущенными власами роняющую слезы при луне - и впервые примерив маску невозмутимой гордыни (а-ля промолчишь - за умного сойдешь).

Но даже маска не скроет, что наша героиня, обыкшая к злобе "не замечаема никем - волненье света ненавидит". Но тут уж пан или пропал. Ей уж никогда не быть "бледной и печальной" Таней "в тени дубрав". Змея сбросила эту кожу и теперь ей или замуж или под град насмешек над вековухой, которую никто не захотел.

И сколько бы пушкинисты ни распинались о том, что Танин генерал - вовсе не стар, а даже молод и хорош собой, это просто смехотворно. Четких эпитетов немного, но они не оставляют места для маневров - "толстый", "важный", "изувечен". Вспомним, что мать Татьяны и Ольги в устах поэта - "старушка". Допустим, Тане 18-19, а в восемнадцатом веке выходили замуж рано - тогда старшей Лариной не больше 36-ти по самым грубым прикидкам. Смущает, что Онегин с князем на "ты" - но вспомним молодящихся щеголей того времени, пудрившихся, румянившихся и носивших корсеты. Уж было бы обиды, если бы кто-то добавил им возраста своим неосторожным "вы". Все это в совокупности дает портрет тучного, обласканного властями, состоятельного мужчины лет сорока-пятидесяти с каким-то изъяном (иначе зачем бы ему выбирать на ярмарке невест - завидный жених туда бы не добрался - ту, которую даже молодые люди "не лорнировали", и которую дамы не считали достойной своего ревнивого внимания?).

В общем, конечно же, ситуация оставляет больше вопросов, чем дает ответов (как и то, откуда у рассказчика письмо Татьяны и стихи Ленского), но в этом есть элегантность недосказанности (ай да Пушкин!).

Под конец хочу отметить исключительную симпатию, которую вызывает у меня по зрелом размышлении образ Евгения - этого, как нас убеждали учебники, байронического раба и убийцы поэта. Он - умница ("резкий ум"), мечтатель ("мечтам преданность"), личность ("неподражательная странность"). В нем уживаются широта замысла ("барщину оброком легким заменил - и раб судьбу благословил"), истинная доброта и мягкость ("он охладительное слово в устах старался удержать"), проницательность психолога и способность к состраданию ("обмануть он не хотел доверчивость души невинной") - с общей эмоциональной ущербностью ("прилежно Ленскому внимал, хоть и немного понимал") и строгим понятием чести и того, "что должно" (его отповедь в саду и дуэльные казусы). И вся эта вереница случайностей, снежный ком, обернувшийся лавиной - лишь оттеняет своим горьким итогом общую пустоту и скуку существования Онегина в чиновной, пошловатой, немытой России. И если вы спросите меня - каков итог? - я отвечу - эта книга о том, как горько жить, предав себя.

1 2

Комментарии


потянуло перечитать)


И меня потянуло перечитать. У вас замечательная рецензия


Вовсе не рецензия, а замечательное эссе, которое еще раз говорит о том, что Пушкин с нами.
Рецензии писать на гениев просто забавно, а читать их особенно. Помню, как тут кто-то простодушно ругал шекспировского "Гамлета". Первое впечателение - вот дура(к)


Благодарю, это была я.


Хм... когда перечитываешь классику, восприятие часто меняется на диаметрально противоположенное.
Ваш разбор очень интересен, но, мне кажется, вы смотрите немного "от противного", как будто Таня - живой человек, который разочаровал Вас, и теперь Вы на нее сердитесь - я-то думала, а ты на самом деле...
Все-таки, если она такая уж чмошница, что Онегин в неё так влюбился? Он ведь все же разбирался в людях, особенно, в женщинах, и было бы нелепо так втюхаться в пустышку, весь характер которой организован вокруг соперничества с более привлекательной сестрой.
Тем более, что Пушкин называл Татьяну своим идеалом и говорил, что Онегин её недостоин. Тут, конечно, можно вспомнить, что романтический идеал так таковой вызывает у современного человека легкое недоумение, но это уже другая тема.
А вот на Ленского Вы совсем зря наехали! Почему Вы решили, что он такой уж идиот? Для того, чтобы понимать Канта, поклонником которого он являлся, надо очень неплохо разбираться во всей предшествующей европейской философии, современные студенты редко способны осилить больше пяти страниц, а для того, чтобы понять и проникнуться такими трудами нужна очень высокая культура мышления. А то, что он романтик на всю голову - так это лечится, в семнадцать лет было бы странно смотреть на мир как Онегин.
И убивать его из-за скуки, все же, большое свинство, пусть это и было социально преемлимо.
Литературы, Бог с ними, конечно, но я бы Вам советовала почитать пародию Минаева, написанную вскоре после самого "Евгения Онегина", там есть много убойных моментов, например, комментарии Онегина по мере чтения письма Татьяны. "Кто ты, мой ангел ли хранитель или коварный искуситель?" - "Я ваш, сударыня, сосед..."
Извините, если я сказала что-то не так, но Ваша рецензия навела меня на размышления, которыми я решила поделиться.


как будто Таня - живой человек, который разочаровал Вас, и теперь Вы на нее сердитесь

так и есть. если герои не вызывают столь же живых эмоций, как люди с прошлым, настоящим, будущим, сложным характером и летучими мышами на колокольне - то как по мне, такая книга попросту плохо написана.


Все-таки, если она такая уж чмошница, что Онегин в неё так влюбился?

влюбился, полюбил - для меня неприемлемые здесь глаголы. он ее добивался. как мужчина (охотник) добивается женщину. женщину замужнюю (которая уже не является угрозой его холостяцкой свободе) и при этом бередящую душу. столкновение изнуренного, так и не нашедшего покоя в странствиях Онегина с Татьяной возрождает в нем способность чувствовать сильно и глубоко - способность, основанную на боли воспоминания. и ее личные качества тут вообще ни при чем.
все это, безусловно, humble opinion :)

Тем более, что Пушкин называл Татьяну своим идеалом

герои гениальных произведений всегда перерастают замысел автора. в худшую ли, в лучшую сторону, но перерастают. это факт.
кроме того, мало ли что там Пушкин искал в женщинах. "на вкус и цвет", как говорится...

Для того, чтобы понимать Канта

нигде не говорится о степени проникновения Ленского в философические глубины. а Пушкин и вовсе пишет про "ум его, в сужденьях зыбкий".
Кант, Гегель - стандартные симпатии вольнодумца того времени. попса. быть вольнодумцем было ах как модно. а в целом - все это идет кряду - Кант, черные кудри до плеч, либеральные мечтанья, вторичные вирши и прочая восторженная пузырчатая чепуха. для меня чрезмерная восторженность=кретинизму, уж простите.

А то, что он романтик на всю голову

да я не против.только какая ж тут романтика, когда рассуждают о грудях и ласках дев. согласитесь, образ поэта как-то не вяжется с плотскими утехами и анатомическими подробностями. это ж соловьи и розы, лунный свет и вздохи. как-то так в моем понимании. /я уж молчу, что романтик вроде как должен быть предан своей единственной и неповторимой/

И убивать его из-за скуки, все же, большое свинство, пусть это и было социально преемлимо.

ну, с этим я никогда не соглашусь. с виной Онегина то есть. Ленский - самодур и истеричка. Ольга - готовая повеситься на любом суку пустоголовая кукла. вы представляете себе их дальнейшую жизнь? да ему б пришлость стреляться каждый божий день.
да еще секундант-бретер масло в огонь лил. а Онегин сделал все, от него зависящее (кроме того, что могло повредить гордости друга и собственной чести) - чтобы предотвратить дуэль. неприемлемо опоздал, взял секундантом слугу. если бы он не выстрелил, или стрелял мимо - по дуэльному кодексу это считалось бы очередным оскорблением. кроме того, если Ленскому моча (экскюзе муа) в голову ударила, так его уж ничто не могло остановить.

благодарю за столь живой отклик. мне очень понятно, что на такое грандиозное творение как "ЕО" существует огромное количество порой сильно разнящихся мнений. а если бы все думали одинаково - вообразите, как скучно было бы жить!)


Вывод очень понравился. Мне кажется, Пушкин о том же.
Вела бы себя Татьяна как видится вам в первой половине 19-го века, да к тому же в возрасте 16 лет - сочли бы за душевнобольную.


Начало XIX века - корсеты уже не в моде, дамы носят легкие платья, перетянутые под грудью и скачут на балах в легких туфельках. Что качается размышлений о груди, то этот момент, хоть в школе не проговаривается, рассмотрен в материалах исследователей в сравнении с последующими использовании синонимов в ином стилистическом ключе - уже не настолько приниженном. Автор статьи даже не в курсе, что "Евгений Онегин" во многом юмористическое произведение, иронизирующее над нравами своего времени (что тоже не упоминается в школе). Это все - не более, чем насмешка и над современниками, и над жанром. К сожалению, школа навязывает слишком серьезное отношение к утвержденной классике, отчего и получаются подобные отзывы. А уж размышления кичащихся знанием учителей, фанатов перечитывания школьной программы (как будто репертуар классики не поддается растяжению рамок), еще более смехотворны.


Не знаю почему, но мне всегда был симпатичен именно Онегин. Но вообще Пушкин замечателен в деталях.
Любимое произведение. Приятно было увидеть такой отзыв на него. Да, в школе нас обманули.


Вот тоже захотелось перечитать. С возрастом на многие книги смотришь по другому. Надо теперь по новому взглянуть на Онегина, а не с точки зрения учебников и преподавателей.


Четких эпитетов немного, но они не оставляют места для маневров - "толстый", "важный", "изувечен".


Самое важное указание на то, что Татьяна вышла замуж не по любви совсем в другом. Впервые увидев своего будущего мужа на ярмарке невест, на него ей указали тетушки, она поначалу не видит в нем возможного мужа, даже не может понять поначалу, что речь идет о этом толстом господине. Кажется, ничего больше и не надо.

В отношении возраста мужа. Важно помнить, что они с Онегиным - дальние родственники, они на "ты" и они участвовали в общих пирушках. Сколько лет может быть мужу Татьяны? Онегину зимой 2019/20 года, времени начала романа было 18, его год рождения 1801. Положим, он начал вести самостоятельную жизнь с 17 лет, то есть с 1818 года. Вряд ли будущему мужу Татьяны было тогда больше 35, иначе была бы слишком большая разница в возрасте. Если принять это предположение, его год рождения 1783. Он делал карьеру по военной части, к началу Отечественной войны ему было 29, он принимал участие в войне в качестве офицера, был ранен (изувечен), но продолжил службу, поскольку в отставку вышел в 1826 или 1827 году в чине генерала. По обычаю своего времени, свою жену он нашел на ярмарке невест. Свадьба Татьяны состоялась зимой 1827/28 года, Татьяна в точности повторила путь матери, Прасковьи Лариной. Зимой 1829/30 года Онегин возвращается из путешествия и посещает по его приглашению раут, где видит Татяну. Мужу Татьяны в это время 47 лет или несколько меньше, здесь рассмотрен крайний срок.

Вспомним, что мать Татьяны и Ольги в устах поэта - "старушка". Допустим, Тане 18-19, а в восемнадцатом веке выходили замуж рано - тогда старшей Лариной не больше 36-ти по самым грубым прикидкам.


Год рождения Татьяны - 1807, если следовать точно по тексту. Возраст Прасковьи Лариной достаточно точно можно установить по надгробной надписи Дмитрия Ларина. Там сказано, что он имел воинское звание бригадира. Таким образом, можно утверждать, что он вышел в отставку до 1796 года, то есть до военной реформы Павла Первого, заменившего чин бригадира на генерал-майора. По принятому в то время порядку, отставной офицер мог найти себе жену на ярмарке невест, что и делает потом Татьяна, повторяя путь матери. Если предположить, что возраст Прасковьи к моменту замужества не больше 20 лет, то ее год рождения не ранее 1776-го, ей было больше 50 лет когда Татьяна вышла замуж. Интересно отметить, что у Дмитрия и Прасковьи не было в браке детей до 1807 года. Как вы думаете, кто был биологическим отцом Татьяны, почему в своей родной семье она казалась чужим ребенком, почему между ней и Ольгой такая большая разница и почему она считала Ленского своим братом?

Кстати, по тексту ЕО можно даже предположить, кто был отцом Ольги.


В общем, конечно же, ситуация оставляет больше вопросов, чем дает ответов (как и то, откуда у рассказчика письмо Татьяны и стихи Ленского), но в этом есть элегантность недосказанности (ай да Пушкин!).


А я вот не вижу элегантности недосказанности, у Пушкина все очень четко, по календарю. Письмо Татьяны и стихи Ленского хранятся не у Пушкина, а у Онегина. Текст ЕО это не рассказ Пушкина про Онегина, а рассказ Онегина про себя, написанный им в соавторстве с Пушкиным. Там два рассказчика, а не один, там звучат два голоса - один голос поэта, ироничный и умный, а другой - голос графомана, сердитый и озлобленный, который купил рукопись у Пушкина, часть стихов выбросил, а часть испортил, и получился "Роман в стихах", которым мы восхищаемся.

1 2