Больше рецензий

Clementine

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 октября 2015 г. 23:16

542

4

«Завидное чувство Веры Стениной» — идеальная книга для долгих одиноких вечеров под жарким пледом. Писатель и журналист Анна Матвеева, ставшая известной благодаря повести «Перевал Дятлова», нашла рецепт безупречной женской прозы крайне привлекательной для чтения: когда вроде бы и глубоко, но не утонешь, и многослойно, но слои четкие и отделить их друг от друга особого труда не составит. За душу, как говорится, берёт, да ещё и развивает между делом — в каком ещё женском романе встретишь такое обилие сведений о мировой живописи, поданных легко и со вкусом?

В грустной истории Веры Стениной, как ореолом обрамленной искусствоведческими изысканиями, нашлось место и авантюрной интриге, и семейной драме, и серьёзным психологическим раскопкам. Главная героиня романа обладает уникальным даром восприятия живописи — она видит, слышит и чувствует тайную жизнь полотен великих художников, а между делом может даже поболтать с рафаэлевской Мадонной или Моной Лизой Да Винчи. Вот только этот дар у Стениной не единственный: гораздо больше её занимает угнездившаяся где-то под горлом летучая мышь — зависть к лучшей подруге Юльке. Это чувство терзает Веру с самого детства, с ним ей приходится бороться всю жизнь, и именно его пытается анатомировать Анна Матвеева.

По сути, Верина зависть должна играть роль главного мотивирующего фактора — она запускает движение Вериной вселенной, она же его и притормаживает. Вера завидует сначала длинным Юлькиным ногам, потом её профессиональным успехам, отношениям с противоположным полом и под конец — Юлькиной дочери. Оттого, что талантливая — и не Верина. Однако чем больше роман читаешь, тем сильнее ощущение, что "завидное чувство" героини всего лишь побочный элемент в большой и сложной таблице других более значимых элементов. Матвеева постоянно о нём напоминает, а читатель старательно забывает, потому что, помимо него, в романе есть много других не менее интересных тем и размышлений. О материнстве, например. Об отношениях в системе "мать и дочь", где дочь — сначала ребёнок, потом девушка, а потом и сама — мать, у которой тоже дочь. О вечном круговороте судеб и их закономерном повторении, о тяжкой ноше на плечах, без которой сама жизнь — не жизнь, а так... существование. Или о мужиках опять же. Разных. Потому что у женщин, не связанных узами брака, они периодически меняются и, что бы там ни говорили, душу шрамируют. Матвеева, кстати, очень ловко и ненавязчиво выдаёт целую серию возможных отношений между женщиной и мужчиной, где финалом при любом раскладе будет расставание, и один вариант (только один!) связи, способной преодолеть момент разрыва... Правда, в художественном пространстве конкретно этого романа, такой вариант тоже обречен.

И о женской дружбе Матвеева тоже пишет превосходно. Женская дружба здесь, кстати, и есть то самое вещество, которое скрепляет всё остальное. Связующее звено. Ей посвящены самые трогательные и болезненные страницы, её Матвеева исследует со всех сторон и намного успешнее, чем вынесенную в название книги зависть. Жгучая перчинки зависти, конечно, придаёт истории о "дружбе девочек" остроты, но и только. Впрочем, если к мелочам не придираться, на пару вечеров роман Матвеевой вполне может поселиться на прикроватной тумбочке. А потом и к лучшей подруге невзначай переехать. Пусть тоже перед сном пострадает чуть-чуть, на то и подруга.

Комментарии


И ты про плед! Камин забыла))


ну это такая очень "подпледная" книга, ну никак без него)


А чай?!! Как без чашки горячего чая или какао? Или можно?)))))))))


Ну с чаем совсем неудобно, вдруг на плед прольёшь ненароком...


Точно, плед еще пригодится! )))))