Больше рецензий

Sotofa

Эксперт

по имперским стаутам

30 сентября 2015 г. 23:51

54

4.5

С каждой новой книгой я убеждаюсь, что люблю Олди. Каким-то образом они создают невероятную атмосферу, и даже в пределах цикла она может быть абсолютно разной. Но, вообще говоря, Бездна очень необычный цикл, во всяком случае, мне раньше такие не попадались.

В первую очередь - отсутствие очевидного сквозного персонажа. Оно ж в фэнтези обычно так: есть главный герой и все двадцать девять томов цикла вы наблюдаете как он сражается с прекрасными дамами или ухаживает за чудовищами. В Бездне главные герои меняются (ну или нет, если мы отдаем пальму первенства Бездне). Одни уходят на второй план или исчезают, другие внезапно появляются (ни за что не догадаетесь, где и как).

Обычно, даже если планируется длинный и сложный цикл с кучей философии, первая книга чуть-чуть полайтовее. "Дорога" же в таком цикле была бы достойна быть той самой, двадцать девятой книгой. А на деле ей вполне можно пугать любителей линейных сюжетов и простых и понятных персонажей. Ну или заманивать чуть тронутых любителей неоднозначностей, прыжков во времени и общих непоняток.

Эта часть посвящается идеализаторам вампиров. Да, есть у Олди вампиры. Но они, как бы это сказать, совсем не мечта йуной барышни. Неубиваемые да, но вот все остальное не слишком-то к ним тянет. Почему-то особенно не хочется принимать Бездну и помогать ей воплотиться. Причем вампиры - это не те, кто не может умереть, а те, кто не может жить. Разница весьма и весьма существенна, например, с чувствами у вампиров совсем плохо, причем, чем выше рангом, тем все хуже.

Великое и ужасное зло, с которым надо бороться, тоже не выглядит знакомо по другим фэнтези. Зато оно жизненное. Великое и ужасное зло - не антропоморфное создание, которое можно как-нибудь убить, а нечто слишком абстрактное для традиционной борьбы. Да и как победить пустоту? Бездна присутствует в каждой из книг цикла, иногда активно, иногда ты просто на уровне спинного мозга ощущаешь, что она там есть, наблюдает и облизывается. А потом понимаешь, что в каждом из нас есть кусочек Бездны, который только и ждет подходящего момента, чтобы вырваться наружу.

А теперь о плюшках. Самое важное - стихи. Замечательный подбор стихов, особенно Гумилев порадовал. Для меня умение авторов успешно сочетать прозу и поэзию, грамотно использовать уже написанные произведения, чтобы они не казались чуждыми и притянутыми за уши просто за гранью фантастики. И "Витражи патриархов", где наиболее активно используются стихи, замечательная вещь, можно даже давать кому-нибудь почитать отдельно, чтобы заманить в паутину Олди. Главный плюс "Войти в образ" - сравнения религии и театра и наглядное пособие по управлению миром, с использованием лишь актерского искусства. И общее ощущение, как будто смотришь пьесу. В эту же копилку и "Ваш выход", который на фоне всего остального может показаться незамысловатым, но впечатление от него остается замечательное и вдобавок, пожизненная резервация места в партере. Атмосферный Череп из "Дороги" - лапочка, он достоин большего, чем несколько строчек. Но главные устроители движухи и спонсоры хорошего настроения - Марцелл и Сарт. Наверное, если бы Марцеллу дали веник и сказали, что им можно убиться, только это будет медленно, он бы приступил к делу. Потому что нет ничего хуже, чем невозможность умереть.

Итого, цикл совершенно замечательный. Здесь есть все, что нужно любителю жанра и еще чуть-чуть. Все-таки Олди отлично пишут.

Долгая прогулка, сентябрь, бонус. Команда "Атараксия".