Больше рецензий

Maple81

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 сентября 2015 г. 18:47

69

2

Сразу должна извиниться перед фанатами Олди за низкую оценку книге. Я вообще не очень люблю фэнтези, читаю оттуда редкие шедевры. Знакомство с Олди планировала, но вот так сразу, огромным томом... Это было явно неудачное начало.
Но и Олди тоже хороши. Возьмем первую книгу "Дорога". Это же просто какая-то сумятица и смешение интересных отрывков. Я посчитала, что главная идея: показать различные отрывки, а в дальнейших книгах их последовательно развернуть и объяснить. Но все, во-первых, оказалось не совсем так, а во-вторых хаотичные скачки, ряд непонятных лиц, встреченных в начале повествования, не заинтриговали, как должны были, а отбили желание на продолжение знакомства. А ведь там были и очень интересные эпизоды. Вот только отдать бы их другому писателю, такие картинки бы интересные получились. Например, эти автомобили, живущие самостоятельной жизнью, мне сразу вспомнился фордик Уизли, путешествующий в Запретном лесу. Кстати, Роулинг, кроме "Сказок барда Бидля" могла бы написать и "Приключения фордика в Запретном лесу". Но это я свернула на свое любимое фэнтези, чтобы слегка передохнуть от Олди, возвращаюсь обратно.
Эпизод с поездкой к морю, черепом и пр. Не знаю кому что, а мне так дружелюбный тигр понравился, совершенно согласна, что его надо было защищать. Но весь этот бредовый антураж совершенно не впечатлил, упорно старалась его не замечать.
Первое знакомство с Большой тварью местами описано довольно эффектно, но это тоже только выжимка, дальше Большую тварь будут лишь упоминать, уже совершенно в другом контексте. Но об этом поговорим в конце.
Вот если бы они начала со своей второй книги "Сумерки мира", и то было бы понятнее и усвояемее. Впрочем, это совершенно не мой стиль. 9 жизней! Тоже мне, кошки нашлись. Это просто пародия на компьютерные стрелялки, к коим я никогда не испытывала симпатии. И началось, великие воины со множеством жизней, перевертыши (у Лукьяненко в Дозорах они были куда симпатичнее), нежить в виде варков и над всем этим еще какие-то бессмертные ушедшие Учителя. Любителю это почитать было бы интересно, но не мне, от всей этой нечисти меня просто воротит.
А теперь в "Живущем в последний раз" мы встретим ребенка, у которого уже нет места для браслетов на руке, и нет запасных жизней. И, конечно, у него есть особое предначертание. А еще мы поподробнее узнаем о варках (вот уж без чего бы я прекрасно обошлась) и попытаемся проникнуть к таинственной Книге, которая то ли портал в иной мир, то ли сама по себе слишком прожорливая Бездна. До этого мы будем читать о том, как ее пишут, и получим какие-то смутные намеки о том, за что ее запечатали. У меня возникает единственная аналогия, с жизнью после смерти. Пустота ли там и Ничто, или же иной мир, об этом узнают лишь те, кто туда попал, но никто оттуда не вернулся, чтобы рассказать.
"Страх". Это какая-то пародия на арабские сказки. И от этой пародии становится еще грустнее. Да, у них совершенно особый цветистый язык, причудливые обороты речи, слова перекатываются как камушки и выстраиваются в сложный экстравагантный узор. А что у Олди? Грубая подделка, пародия с прорывающимися на свет плоскими шуточками.

я уже засунул язык своей дерзости в шаровары своей скромности

Шейх, нет, в какой стране можно одновременно страшиться властителя и в то же время так запросто с ним общаться? Практически как с приятелем, встретились на базаре, поболтали, разошлись. Где долгое ожидание приема, прошествие через строй визирей? Я пошел погулять и встретил его, мы немного побеседовали. Сердце у него каменное, он бесстрастен, ну, это так и положено властителям, быть равнодушным к судьбам остальных.
И концовка, ребенок, который не испытывает страха, потому что не знает, что этого следует бояться. Точно детская сказка, слегка приправленная Страхом, чтобы стать книгой для взрослых.
Ожидающий на Перекрестках прольет свет на загадочного музыканта Гро, у которого вместо гуслей в руках будет некий лей. В этом романе меня заинтриговал сам образ Дома, этот роман я оценю как самый интересный, среди всех остальных, и именно он добавил к книге еще одну звезду. Выплывают и такие мысли, что боги живы, пока в них верят люди, они существуют, только подпитываясь энергией этой веры. А когда она уходит, дряхлеют и исчезают и они сами. И само творение мифов тоже интересно подмечено. Ведь между легендой и тем, что было на самом деле, бооольшая разница. Так что искусством Мифотворцев я даже залюбовалась. Наблюдательность, тонкое знание психологии, и вуаля, фокус готов, т.е. Миф сотворен!
Витражи патриархов были уже слабее. Основную идею для себя я трактую как то, что словом можно сотворить многое, гораздо больше, чем оружием. Словом можно убить, словом можно даже разрушить мир. Надо только знать нужные слова. И еще думать, когда их употребляешь. Нет, не только знать, просто знать - мало, надо быть Мастером, вкладывать в них душу, созидать их под влиянием момента. Они должны жить сами по себе.
Получается, по внутренней идее это должна быть довольно сильная зарисовка, но она слишком короткая, со скомканным концом, лишь грубые мазки картины, а не детальная проработка. Это эскиз, который надо рассматривать издали. А я люблю осмыслить и обкатать каждый кусочек мозаики. Увы, это удовольствие у меня отобрали.
И обрамление не понравилось, роман, который пишет человек и выслушивает примитивные отзывы жены. Что это, противопоставление Творца и ничего не понимающей публики? Мне почему-то все-время мерещился здесь образ булгаковского Мастера, но этот Творец до него явно не дотягивал.
Игры со словами продолжить в следующем произведении, Войти в образ, но авторы явно свернули не в ту сторону, куда бы хотелось мне. Я спотыкалась, когда плелась по избранной ими дороге, падала, ушибалась и с тоской оглядывалась назад, туда, где остались россыпи слов. Слишком сумбурно оказалось написанное, Степь, Город, Безумцы, Театр, Подземелья, Смерть. Вся жизнь - театр, игра на подмостках. И Сарт, усталый, несущий непосильное бремя, мудрый Сарт проходит тонкой канвой по всем повествованиям.
Нет, куда больше мне нравится, когда авторы описывают нечто, более близкое к реальности, как, например, в Ваш выход, или Шутов хоронят за оградой. Здесь и театральные вставки получаются к месту. Если Дом на Перекрестке заинтересовал фэнтезийным образом Дома, то Шуты, скорее, напомнили жанр магического реализма. Если бы я прочитала только это произведение, вырванное из контекста, то оценила бы его достаточно высоко. Герой хоть и не выглядит идеально правильным типом, а нарисован достаточно жизненно, и машину как взятку принимает, но не пытается избавиться от финтифлюшки любой ценой, продав ее приятелю, а дожидается достаточно негативного типа, которого уже "не жалко". Впрочем, как цельное произведение это бы тоже не очень смотрелось, ведь негативность этой личности уж слишком бросается в глаза и несколько примитивно выписана.
Заключительная часть Восставшие из рая понравилась уже тем, что она была заключительной. Да и написана неплохо. Опять встречаем вечного скитальца Сарта, правда, я его сразу и не признала в обтрепанном бродяге-Бредуне. А с другой стороны, за столько лет, да под тяжестью такой ноши, куда ему было еще и за своей внешностью следить, он же о мире заботится, а не о себе, как Марцелл. Впрочем, и здесь он проходит как некая вспомогательная личность. А само по себе повествование даже интересно, если не задумываться о параллелях. А то и в самом деле, придумали тут тоже великую личность, единую в трех лицах. А так - отлично, сострадательные туристы на хуторе нечаянно получают великий Дар в дар. Осталось научить им пользоваться и вообще как-то выкрутиться из этой странной ситуации. А антураж, в который они попали, впечатляет. Просто рай. Наконец-то каждый человек осознал, что как аукнется, так и откликнется. Навредишь кому-то, а тебе это боком выйдет. И все вокруг стали такие вежливые, такие церемонные, просто заглядение. Вот только одна беда, запугать человека можно, а вот его сущность изменить - никак. И эти благообразные да церемонные мечтают расслабиться, схватить колышек да поколотить кого-нибудь, хотя бы того, кто тени не отбрасывает. А надо всем этим царит Книга-Ящер. Не знаю, насколько умна книга, почему она до конца не прочитала ГГ, отмечено очень приблизительно, а вот Ящер вполне себе умен и добр оказывается. Он это, конечно, изо всех сил скрывает за своей чешуей, но но в финале это прорывается. И лучшим его исходом оказывается Смерть по желанию.
Если пытаться подвести какие-то итоги, то, как мне показалось, этим своим циклом авторы попытались заглянуть в Бездну, в Пустоту, туда, откуда не возвращаются. Попытались, как и представители различных религий, построить какой-то культ, что может быть там, и кто этим управляет. Отсюда и множество жизней как в буддизме, и проникновение за грань и возвращение оттуда, и культы богов древности, и непредсказуемая игра Судьбы. Интерес к этой теме понятен, но стиль изложения не мой. Впрочем, я не скажу, что книга плоха, думаю, она вполне может быть оценена любителями фэнтези.

Прочитано в рамках игр Долгая прогулка и Собери их всех.

Комментарии


главная идея: показать различные отрывки, а в дальнейших книгах их последовательно развернуть и объяснить.

это предсказуемуемый и ожидаемый ход:)

Я посчитала, что главная идея: показать различные отрывки....

ну вот и я так прокололся:))))


Похоже, Вы очень много прочитали книг этого автора. Подскажите, ищу книгу, в которой люди исполняли роль собак. Автор, если не ошибаюсь, Олди


Это не ко мне. Я Олди не люблю, и это была единственная книга мною прочитанная. Просто это был цикл в одном томе.