Больше рецензий

Wealozza

Эксперт

Библиотекарь Кроули

16 сентября 2015 г. 23:07

114

3.5

Пожалуй, стоит начать с того, что эта книга стала для меня своеобразным открытием. А если точнее, благодаря ей я открыла в себе некоторые моменты... Нет, не так, я подчеркнула для себя некоторые критерии, по которым разделяю книги на четыре категории: безумно понравившиеся, оставившие некий эмоциональный след (хороший, плохой - не важно), ставшие чем-то типа лишнего багажа или определённый в ящичек под ёмким названием "Не моё" и, конечно, просто не понравившиеся. Я настолько много об этом думала, что даже примеры привести могу! Под первый пункт замечательно подходит "Убить Некроманата" Макса Далина, под второй - "Играющая в Го" Шань Са (в хорошем смысле) и "Любовь живёт три года" Фредерика Бегбедера (в очень плохом), в третьем лежит "Мор, ученик Смерти" Терри Прачета, а третий у меня пока пустой, потому что как оказалось, безумно возмутившая меня Бегбедеровская "Любовь", отправляется в ящик "Зацепило", ибо реально зацепило! Год как прочитала, а всё так же хожу и возмущаюсь.
К чему я это веду? А, ну да, к тому, что в книге есть ОГРОМНЫЙ плюс и не менее ОГРОМНЫЙ минус.
Плюс - это, однозначно, атмосферность, качество, которое я ценю в книгах даже больше сюжета. Эти тусклые осенние улицы Петербурга эпохи Достоевского, когда, казалось, сама жизнь пропитана серостью и безрадостностью. Этот мрак, сочащийся из проулков, Невы, витрин, глаз людей... Он настолько осязаем, настолько материален, что порой даже ощущается на кончиках пальцев, плещется в мыслях, которые сами по себе покрываются неприятной мглой, чувствуется в привкусе на языке. Простите, а это точно южноамериканский англоязычный автор написал? Тут нет никакой ошибки? Точно? Странно. КАК У ИНОСТРАННОГО АВТОРА ПОЛУЧИЛОСЬ НАСТОЛЬКО ЯРКО, НАСТОЛЬКО ЭМОЦИОНАЛЬНО И АТМОСФЕРНО ПЕРЕДАТЬ ЖИЗНЬ РОССИИ КОНЦА 19 ВЕКА?! Это магия? Волшебство? Иллюзия? Слишком хороший перевод? Ему кто-то помогал? Он просто перевёл неизданный роман Достоевского? Чёрт, всё неверно! Джозеф он же мать его гениален Кудзее просто взял и просто написал роман о Петербурге конца 19 века, негласной эпохе Достоевского о самом Достоевском, настолько ОФИГЕННО передав стиль самого Достоевского, что вот просто ну ОФИГЕТЬ же. Святые метафоры, я когда пишу книгу, которая меня НУ ОЧЕНЬ ПРЯМ зацепила, из меня тавтологии тоннами просто сыплются. Короче, именно это стало самым плюсовским плюсом этой книги.
Далее. Насколько весомым был плюс данной книги, недостаток, к сожалению, столь же тяжёл. А ЧТО ЭТО ВООБЩЕ БЫЛО? В чём смысл? В Петербурге погибает пасынок Фёдора Михайловича, Павел Исаев... Стоп. Но нам же прекрасно известно, что Павел прожил до 1900 года... Ладно, я, как фанат параллельных вселенных, даже допускаю существование такого мира, а как фанат научной фантастики, могу предположить, что Кудзее каким-то образом это увидел и написал книгу (да, лучше не спрашивайте). Так вот, в Петербурге погибает пасынок Фёдора Михайловича, Павел Исаев. Достоевский тут же едет в Питер из Дрездена, дабы похоронить любимого сына. Тут он встречает Анну Сергеевну - женщину, которая сдавала его сыну комнату, её дочь - Матрёну, того самого Нечаева - анархиста, который, как по мне, просто какой-то сумасшедший фанатик-мазохист, а не анархист, а так же бомжа, следователя, проститутку, какую-то странную деваху и кучу других непонятных людей. Вся тема первую часть книги, даже, наверное, 2/3 книги крутится как раз вокруг смерти/убийства Павла (кстати, я так и не поняла, что случилось, слишком уж была увлечена атмосферой), но под конец настолько сильно с неё съезжает, что, перевернув последнюю страницу, я как бы осознала, что смерть-то с самого начала не играла главной роли в повествовании. Но если не она, тогда что? На этот вопрос я до сих пор ответить так и не смогла. Честно - пыталась, но так и не смогла. Превосходная философия, феноменальный цинизм, довольно странные, но, при этом, не менее шикарные высказывания и диалоги соседствуют тут с абсолютно бессмысленным сюжетом, странным поведением героев, совершенно нелогичными действиями постоянными перепихами Фёдора Михайловича с Анной Сергеевной (вот чесслово, под конец достали уже, а она - вообще типичная баба).
Короче, сегодня я пожалела, что книге нельзя ставить две оценки: за содержание и за оформление, грубо говоря, ибо было бы два и пять. Но, так как это неосуществимо, то ставлю 3,5 и завтра же иду покупать биографию Достоевского.
Спасибо.

Мрак в душе писателя. Мрак в городе. Мрак в России.
И никакой надежды. Только желчь.
(с)
milagro777