Больше рецензий

951033

Эксперт

будет лямзать

14 сентября 2015 г. 22:18

1K

5

В шестидесятых он пытается выразить в своём творчестве всю страну. По крайней мере в географическом смысле. Все его герои постоянно куда-то едут, срываются, убегают: от Эстонии в "Звёздном билете" и "Пора, мой друг" через непременные Ленинград с Москвой до сибирских строек и до самого дальнего востока в "Апельсинах". По мере чтения повестей перед глазами потихоньку встаёт движущаяся панорама СССР, раскинувшего свои крылья от Европы до Америки как огромная птица (кажется так писали в учебниках для первоклашек): от рыбных колхозов и готических городков Прибалтики до нефтяных распадков в Приморье молодёжь живёт, работает, гении снимают фильмы, дерутся за принципы стиляги, на вокзалах и в поездах зарождаются мимолётные казалось бы знакомства, перерастающие в крепчайшую дружбу. Ценно, что в его героях нет конкретики, и оболтусы, актриски и работяги из одной повести, чуть поменяв имена, тут же появляются в следующей, все они подводятся под одну гребёнку почти идеального советского молодого человека: не без придури, с чёткими моральными принципами, но с уже зароненным зерном бунтарства, жаждой попытки сломать систему, не государственную, а семейно-сословную, когда все твои карьеришки досконально расписаны родителями и обществом. Герои бегут от этого и открывают для себя огромную страну, в их глазах практически неосвоенную, ждущую только их взрослых решений и упорного труда. Потому что кто, если не они?

"Мне отведена для жизни вся моя страна, одна шестая часть земной суши, страна, которую я люблю до ослепления... Ее шаги к единству всех людей, к гармонии... Все ее беды и взлеты, урожай и неурожай, все ее споры с другими странами и все ее союзы, электрическая энергия, кровеносная система, красавицы и дурнушки, горы и веси, фольклор, история - все для меня, и я для нее. Хватит ли моей жизни для нее?"

Четыре из шести его повестей шестидесятых пронизывает этот, кажется, неподдельный суровый оптимизм, оголтелый, но тут же сам в себе сомневающийся, и оттого более достоверный и проникновенный. В "Стальной птице" и "Затоваренной бочкотаре" всё немного по-другому - это сатира, острая и жестокая, временами настолько бредовая, что отдельно повести опубликовали, кажется, только в девяностых, а так они ходили по рукам в виде тетрадок, списанных с литературных журналов. Но сатира эта лишь дополняла и расширяла его видение родной страны: в "Птице" на чуть приземлённом коммунальном уровне (если бы не пара взрослых моментов, то повесть можно было спокойно отнести к "непрограммным" произведениям, как то: детская "Мой дедушка – памятник", шпионская пародия "Джин Грин — неприкасаемый" или явно заказушная конъюнктурная "Любовь к электричеству" - повесть о Л.Красине; см. серию "Пламенные революционеры", тогда к ней привлекали почти всех литераторов, отметились даже Трифонов, Гладилин и Еремей Парнов), а в "Бочкотаре" на общенародном, почти былинном уровне. Обширный 130-страничный комментарий к 70-страничной повести составил филолог Юрий Щеглов, но русский человек найдёт там мало нового и неизвестного, это скорее для зарубежных студентов, слушающих курс современной русской литературы. Читать "Бочкотару" стоит не ради комментария, а ради странного, чуть ли не бросающего в слёзы финала, будто служащего отповедью всем безумным молодым заканчивающимся шестидесятым:

"Течет по России река. Поверх реки плывет Бочкотара, поет. Пониз реки плывут угри кольчатые, изумрудные, вьюны розовые, рыба камбала переливчатая...
Плывет Бочкотара в далекие моря, а путь ее бесконечен.
А в далеких морях на луговом острове ждет Бочкотару в росной траве Хороший Человек, веселый и спокойный.
Он ждет всегда."

И если в шестидесятых он хочет выразить в творчестве по преимуществу всю страну с её людьми, то в семидесятых он попытается выразить через себя всю эпоху, эпоху ушедшей оттепели, то, без чего трёхмерная картина громады СССР будет неполной: концлагеря в "Ожоге", оглушительное самодурство прикремлёвской богемы в "Рандеву", грустная ностальгическая полупритча о неприкаянных ходоках в "Поисках жанра". В первом эпизоде "Поисков жанра" на ночной штрафстоянке ГАИ разыгрывается сцена, вовлёкшая меня в некоторый ступор, ибо если в "Ожоге" он каким-то немыслимым образом копирует заокеанского Пинчона, то в "Поисках" в этом эпизоде идёт чёткая "Автокатастрофа" Балларда. Это как если бы ты сидел и смотрел в первый раз "Терминатора", а тут с кухни пришла бабушка и сказала: а, знаю, чем этот фильм закончится, но вторая часть всё равно круче будет.

В восьмидесятых, стоит думать, Аксёнов либо расширит сферу своего влияния на весь земной шарик, либо переместит её в Америку, таковы перипетии его биографии. Буду читать по порядку.

Повести Василия Аксёнова, написанные в шестидесятых:
1961 - Коллеги
1962 - Звёздный билет
1963 - Апельсины из Марокко
1965 - Пора, мой друг, пора
1965 - Стальная птица
1968 - Затоваренная бочкотара

Ну и как же без тематической песни-то?!

На закуску слегка мистическое читательское совпадение. Когда в середине этого толстого сборника я подустал от нервного аксёновского стиля, то прошёлся взглядом по нечитанному шкафу и выудил оттуда недавно приобретённый "Бильярд в половине десятого" Бёлля с целью отдохнуть мыслями. На следующий день беру снова сборник Аксёнова и в "Пора, мой друг, пора" тут же начинается эпизод, где среди вещей погибшего героя находят этот самый "Бильярд в половине десятого" Бёлля. Нормально?

P.S. АСТ повадилось печатать русские покетбуки в Италии. У этого издания "Бильярда" в выходных данных указано: отпечатано в типографии Grafica Veneta S.p.A. Italy, недавние "Сказки об Италии" от Эксмо символично напечатаны там же, флипбуки эти несчастные в Нидерландах печатали. Я не понял, так сильно дешевле производство что-ли выходит?

Комментарии


На закуску слегка мистическое читательское совпадение. Когда в середине этого толстого сборника я подустал от нервного аксёновского стиля, то прошёлся взглядом по нечитанному шкафу и выудил оттуда недавно приобретённый "Бильярд в половине десятого" Бёлля с целью отдохнуть мыслями. На следующий день беру снова сборник Аксёнова и в "Пора, мой друг, пора" тут же начинается эпизод, где среди вещей погибшего героя находят этот самый "Бильярд в половине десятого" Бёлля. Нормально?

У меня такое довольно часто бывает. Вот относительно недавно мне в четырех внешне не связанных подряд книгах попадался Георг Геннин, в "Малахитовой шкатулке", ""Экипаже "Меконга" и др.


У меня так скорее с музыкой - во всяких фильмах попадаются песни, которые сто лет назад слышал, но позабыл. Или вот когда на спектакле "Апельсины из Марокко" в самом начале музыканты внезапно заиграли "Chan Chan" Buena Vista


Меня преследует 'Sound of Silence' Симона и Гарфункеля :)


Я тоже этот фильм люблю, он действительно классный.


Я ещё в прокате на видеокассете брал, а потом раз десять пересматривал длинную режиссёрскую версию, на ютубе ещё есть совсем вырезанный эпизод, где он с одноклассником и родителями целиком слушает Stairway To Heaven


Добавлю к еще одному пересмотру. Я столько лет искал в интернете Fever Dog, в начале 2000-х с доступностью музыки было совсем плохо, а потом случайно нашел, так радовался, страх.


Да, я совершенно случайно как-то узнал, что есть ещё отдельный диск с песнями Stillwater. В 2000, когда фильм вышел, я Led Zeppelin вообще не слышал ни разу, и в фильме на отсылки к ним внимания не обращал, зато потом с 2003 (вышел концертник How the west was won) это ещё и совместилось с клиническим фанатизмом по LedZep и совсем всё хорошо стало


Случайно недавно наткнулся на записи Лондонского филармонического оркестра, в которых они обыгрывают рок-классику. "Кашмир" у них определенно получился.


Неплохо, но монотонно.
Вот лучшая версия, тут и скрипочки египетские, и истерика у барабанщика в конце


Нельзя же так много Аксёнова из горла.


Я такого всю жизнь ждал, он один меня понимает!
Я по нему диссертацию писать хочу! И докторскую


Угу. Колбасу.
Напиши для личного удовольствия =)


Докторскую и любительскую


Спасибо за рецензию!
Очень люблю Аксенова - за удивительное умение быть одновременно мягким, как мох, и жестким, как алмаз. И за еще более удивительное искусство создавать сплав из реальности и мистики, когда не замечаешь, где кончается одно и начинается другое.
У меня дома другое, еще перестроечных времен издание Аксенова, но произведения те же самые и даже в том же порядке. И как-то больше всего тронули "Поиски жанра" - даже сложно объяснить, чем именно. Какой-то обнаженностью души, прошу прощения за пафос.
А местами "Поиски жанра" - это вообще поэзия:

…Все в лунном серебре — так произнес японец, мечтая возродиться сосною на скале. Славянским многоречием заменяя дальневосточную сестру таланта, будем говорить так.
Благороден лик могучего созданья! Все тело сосны суть ее лик. Плюс корни. Корни сосны суть ее страсть. Плюс ствол и крона. Суть сосны — ее суть. Отсутствуют окольные помыслы, страх и угодничество. Еще бы раз родиться сосною на скале!
Иногда сомневаюсь: не мала ли для человеческой души сосна? Иногда сомневаюсь: не велика ли? Иногда не сомневаюсь: кому-нибудь да удалось совпасть.

Я этой весной попробовал почитать Ожог (про Аксёнова впервые узнал у Довлатова в американских каких-то историях) и после ста страниц просто пошёл и скупил всего Аксёнова, которого увидел. А на днях взял наконец первый том Московской саги с рук, еле нашёл, нету его в продаже, хоть убейся. И у нас с ним пока вот стопроцентное попадание, как будто он конкретно для меня пишет. Уникальный автор, конечно, небывалый у него уровень внутренней свободы, несоветский. Тем более интересно видеть его эволюцию от жизнерадостных комсомольских повестушек к мрачной громаде Ожога и Крыма.


Аксенов еще даже в школу не ходил, когда у него репрессировали и отправили в лагеря обоих родителей - отца вообще сначала собирались расстрелять. В такой ситуации люди обычно ломаются, если только у них нет огромного таланта и мощного внутреннего стержня. У Аксенова, к счастью, было и то, и другое...

А эволюция его творчества во многом объясняется эволюцией самой страны. Его молодость - это ХХ съезд КПСС в 1956-м, реабилитация и освобождение выживших политических заключенных (т.е. среди прочих - и Павла Аксенова, и Евгении Гинзбург), хрущевская "оттепель"... Как раз на этот период и приходятся "Коллеги", "Звездный билет" и т.д.

А потом Хрущева сменил Брежнев, вместо оттепели наступил застой, в Прагу ввели танки. И вот как раз в это время Аксенов пишет и "Ожог", и "Остров Крым". А еще был альманах "Метрополь", после чего молодых в ту пору Евгения Попова с Виктором Ерофеевым вышибли из союза писателей, а Аксенов вместе с Инной Лиснянской и кем-то еще (увы, не помню, с кем именно) вышел из этого союза сам.

В общем, биография автора как отражение истории СССР...


В романе "Ленд-лизовские" хорошо и подробно про детство его.
В повести "Коллеги" есть ещё биографический эпизод, где они живут и работают на территории ленинградского морского порта (он тоже работал там врачом некоторое время), а я живу как раз в двух минутах ходьбы от порта и часто вижу здание общежития, где они жили


"Ленд-лизовские" я не читал, увы. Надо бы закрыть этот пробел.
А про порт - здорово :)))


"Затоваренная бочкотара" и "Звёздный билет" - очень хороши. Одна повесть - как первый привет "Ожогу" (дробление глав на сны, затем архетипы героев, которые Аксёнов вывел в это повести, знакомые по "Ожогу"), что-то Беккетовское в ней есть. Здорово.
А "Звездный билет" - пусть и с предсказуемым сюжетом, но описанная любовная история - такая понятная и близкая. Хотелось сказать - "так всё и есть в жизни". Ещё то, что кажется, будто этот парень и станет потом главным героем Ожога - а здесь описано, как его герой пришел к такой жизни.
Что ещё раз подтверждает, что мне проза Аксёнова нравится. С уверенностью могу приписать "очень нравится".

Я просто сейчас почитываю этот сборник :)Начал Кесарево свечение, а там отсылки к Бочкотаре в первой же главе. Решил восполнить пробелы


В Комментарии к Бочкотаре как раз несколько раз отдельно подчёркивается, что у него главгерои всех романов осознанно одинаково выведены и одинаково прогрессируют со временем от неуверенного комсомолишки к совьет-супермену, а В Кесаревом, вроде, о том кем стал этот совьет-супермен при капитализме

Нового Боуи не желаете услышать?


Я его в день премьеры услышал, где-то в пол первого ночи .Мне сразу понравилось, и на утро в голове крутился мотив.
Боуи молодец. Я бы не назвал Блэкстар новаторской песнью, но она отражает в себе музыкальные тенденции - чего там только нет в ней, но ты, я думаю, и без меня это услышал.

Да, есть такое. На контрасте с Звездным билетом - Кесарево свечение, кажется, написано кем-то другим - не Аксёновым. На Ожог не похоже тоже.
А Стасу Ваксино (герою Кесарево, в которым угадывается сам автор) он дал 70 лет - возраст тоже не обычный.
Представляешь - в первой части первой главы (я не описался) в воздух вздымает..ракета ! ) При обстоятельствах, похожих на мытарства Ленитропа


это заговор