Больше рецензий

13 сентября 2015 г. 23:05

455

5 К вопросу о воспитании

В самом начале повести от лица главного героя задается вопрос: «Я должен восстановить разрозненные детали. Быть может, собравшись вместе, они создадут нечто цельное?»

Однако прямого ответа автор не дает. Анатолий Алексин предлагает читателю самостоятельно «создать нечто цельное». И читатель с радостью берется за дело: он подбирает разрозненные картинки, перемешивает их снова и снова, переставляет местами и, в конце концов, создает личную мозаику.

Несмотря на то, что центром повествования (солнцем, вокруг которого происходит вращение планет – родителей, учительницы, одноклассников) является Оля, повесть все же названа «Безумная Евдокия». Почему Алексин не назвал повесть в честь девятиклассницы Оли? И кто она на самом деле – эта «безумная Евдокия»?

Евдокия Савельевна – образ типичного советского педагога, воспитывающего молодежь в духе коллективизма и товарищества.

Что значит слово «безумная»? Безумная – без ума, без рассудка.

Если воспринимать Евдокию Савельевну как собирательный образ советского учительства, то, получается, автор очень тонко высмеивает всю систему образования тех лет. (Повесть была напечатана в 1976 году тиражом 2 660 000 экземпляров!)

Анатолий Алексин дает множество поводов для размышлений. Один из них – вопрос ответственности. С одной стороны, ярко представлена гиперответственность родителей Оли по отношению к своему чаду. С другой стороны, обличена безответственность Евдокии Савельевны в вопросах соблюдения элементарных норм безопасности школьников. Отдельного рассмотрения требует личная ответственность Оли за свой поступок: примет ли ее груз школьница или нет?

Повесть перечитана несколько раз. Прекрасный язык, живые образы. Впервые по-настоящему поняла смысл поговорки: «Краткость – сестра таланта».

П.С. Спасибо Shishkodryomov за отзыв на книгу «Безумная Евдокия». Без него мое знакомство с творчеством автора могло не состояться.

Комментарии


Женское упрямство - верная дорога в матери-героини


Зато льготы будут.


Лента друзей прямо-таки пестрит Алексиным - какое-то импровизированное совместное чтение получилось) Интересно сравнивать впечатления. Тоже прочитала несколько его повестей: тяжелая, неприятная проза и горькое послевкусие. Что это даёт детям? Мне кажется, такие книги нужно скорее родителям читать, да и то чуткие родители не совершат подобных ошибок, а нечуткие не сделают выводов из книги.


Согласна.

Кстати, тоже думала о том, что повесть "Безумная Евдокия" будет понята скорее взрослыми читателями.

Других произведений автора не читала, поэтому не могу ничего сказать о его стиле. Но обязательно продолжу знакомство с творчеством писателя.


А она и недетская. Детское там "Саша и Шура", "В стране вечных каникул", "Очень страшная история", "Необычайные похождения Севы Котлова"


Я почему-то его всего и сразу к "детским" определила. Всё равно не понравилось. Не могу в полной мере оценить завуалированного стёба над системой, которую я не застала, искусства маскировки от цензуры и всё прочее, что вы там у него так проницательно откопали. А впечатление крайне неприятное. Создалось ощущение, что Алексин никому не сочувствует, а осуждает - всех. Или он таким образом обвиняет систему в том что все люди какие-то недоделанные. А "Ивашова" не читали? Там напротив такие все приторно-сахарные, что я не знаю что и думать об авторе и к чему эта повесть. Мутный для меня автор в общем


Читал, но очень давно. То, что не попало под разряд "детское" в возрасте 10-12 лет воспринимается по-другому. Но у Алексина никогда не было чего-то однозначного, чем, помимо педагогического эффекта, характеризуется детская литература. Какая система была - такие и люди. Все это вновь приобретает актуальность


Старая как мир тема страданий. Только выплеснутая на детей (что отвратительно).

не только былые титаны, но и современные наши писатели все (разве за исключением Бунина) инстинктивно тянутся к болячкам и гноищу...

«Не смейте быть счастливыми!» — вопль его страдальческой повести. — «Счастливец всегда и непременно есть вошь, и да будет благословен тот всемирный подлец, который кувыркает нас в горе, кручине, нужде и суёт нам в глотку железные гвозди, чтобы мы визжали и корчились!» У <...> в его повестях именно эта воистину азиатская тема: развенчать благополучие и увенчать беду.


Куда ж без этой темы? На ней зиждется вся мировая художественная литература. Да и не только (например, Библия).


(например, Библия)

Вы читали?)

Даже Библия существует в адаптированном для детей виде) Алексин же знал, что его целевая аудитория - дети, но как-то не очень щадит детскую психику, посвящая детей во взрослые проблемы.