Больше рецензий

Anais-Anais

Эксперт

ни разу не эксперт

30 августа 2015 г. 21:55

2K

5

«Миф есть в словах данная чудесная личностная история» Алексей Лосев «Диалектика мифа»

«Все, если взглянуть на изначальное происхождение, ведут род от богов. За всеми нами одинаковое число поколений, происхождение всякого лежит за пределами памяти.» Сенека «Нравственные письма к Луцилию»

«Жизнь тех, с кого начинается та или иная история, очень и очень редко бывает чистым и несомненным «благословением», и совсем не это нашептывает им их самолюбие. «И будешь судьбою» – вот более четкий и более верный перевод слова обета, на каком бы языке оно ни было сказано: а уж означает ли эта судьба благословение или нет, это вопрос другой.» Томас Манн



Можно было ожидать, что «Долгая прогулка», начавшаяся в январе «Илиадой» и «Одиссеей», к осени заведёт в края еще более далёкие и загадочные и во времена более древние, чем гомеровские. И все равно страшно было браться за книгу, где автор с первой строки предупреждает, что колодец глубины несказанной, и дна достичь невозможно. Но бездна не только пугает, но и притягивает, и я рискнула спуститься в таинственный колодец…

И в глубины скольких еще колодцев предстояло спуститься за время чтения! Образы из романа сменяют один другой и не дают сделать отзыв на книгу хоть сколько-нибудь последовательным. Вот юный Иосиф у колодца, сливающийся душой со звёздным небом и беседующий с Луной, в то время, когда не может он еще знать о своей удивительной судьбе, а может лишь мечтать и чувствовать нечто невыразимое. Иаков, встречающий у другого колодца «красивую и прекрасную» юную Рахиль, будущую свою любимую жену и мать любимого сына. И снова Иаков, отыскавший в пустыне воду и тем доказавший Лавану свою благословенность. Иосиф, брошенный в колодец на погибель, но возродившийся новым человеком для новой жизни. Колоды как места поворота судеб, колодцы как «каналы связи» между миром живых и миром мертвых, колодцы как могилы и как источники жизни. Колодцы, из темноты которых звёзды кажутся и ярче и ближе.

Так случилось, что только совсем недавно я впервые ясно увидела Млечный путь. Не в планетарии и не через телескоп, а просто так, сидя на берегу моря под огромным куполом темно-синего бархатного неба. Думаю, что никогда не забуду это удивительное ощущение причастности к чуду, сущности которого не понимаешь, но частью которого, несомненно, являешься. Стало понятно, почему размышления о звёздном небе другого великого немца – Иммануила Канта наполняли его душу «новым и все более сильным удивлением и благоговением», и как могла прийти ему в голову мысль о нравственном законе, существующем внутри нас. При виде красоты, гармонии и соразмерности движения небесных тел очень хочется верить, что и в душах человеческих возможны такое же совершенство и гармония. Звёздное небо, опрокинутое в душу и отразившееся в книге – это и есть роман Томаса Манна.

Наверное, подобные интуитивные ощущения единства и взаимосвязи земного и небесного и формировали когда-то древнейшую форму освоения мира – мифологическую. «Иосиф и его братья» - это открывающееся для читателя пространство Мифа. Не мифа с маленькой буквы, чего-то вроде сказки на ночь из детской книжки «Легенды и мифы…», а всеохватывающего Мифа, пронизывающего абсолютно все сферы материальной и духовной жизни человека. Мифа как его понимал и описывал Алексей Лосев в своей «Диалектике мифа». Мифа, возвращающего человеку самого себя - нового, и, что особенно ценно для читателя нашего безумного века постмодернизма, Мифа, позволяющего из миллиардов разрозненных и противоречивых фактов выстроить единую комплексную картину восприятия мира, приблизиться к понимаю каких-то очень важных закономерностей.

И, говоря о том, что книга меняет картину восприятия мира, я не хочу сказать, что Манн хочет склонить читателя к вере в Бога, принять иудаизм или креститься. «Иосиф и его братья» - одна из абсолютно универсальных книг, «подходящих» и для атеистов и для агностиков и для верующих.Впрочем, наверное стоит сделать оговорку о том, что роман может вызвать возмущение одержимых фанатиков, которым кругом мерещится «оскорбление чувств верующих».

Думаю, что Томас Манн не ставил себе задачу «переписать Библию», поколебать чьи-то религиозные чувства, описывая праотцов как живых людей, наделенных не только достоинствами, но и многими слабостями и даже пороками или же написать классический исторический роман «по мотивам» книги Бытия.

Для меня «Иосиф и его братья» - это не столько книга о прошлом, сколько книга о вечном, то есть и о настоящем – тоже, буквально о том, что происходит «здесь и сейчас».

Ибо оно есть, есть всегда, хотя народ и пользуется словом «было». Так говорит миф, а миф только одежда тайны, но торжественный ее наряд – это праздник, который, повторяясь, расширяет значения грамматических времен и делает для народа сегодняшним и былое, и будущее.

«Иосиф и его братья» - это многодневный праздник, способный сделать для читателя сегодняшним и былое, и будущее.
Выше я писала о том, что Томас Манн творит Миф, но так случилось, что по мере прочтения романа развеивался один из моих личных книжных мифов. «Иосиф…» не год и не два был у меня в списке «хотелок», но я считала, что к прочтению романа следует серьезно готовиться – перечитать Библию, почитать книги по истории древнего мира, по библейской истории, по ассиро-вавилонской, шумерской и египетской мифологии, узнать побольше о религиозных и социально-политических взглядах Манна, о том, какой литературой пользовался автор при написании романа и т.д. и т.п. И, безусловно, это всё было бы нелишним, но… так ведь можно полжизни откладывать прекрасную книгу «на потом» и так и не собраться её прочесть, сетуя на недостаток базовых знаний.

Так что всем, кто на Манна поглядывает, но боится, я могу сказать – берите и читайте! Не важно, что вы помните из Библии и какая оценка была у вас в школе по истории, в любом случае вы получите удовольствие от увлекательной семейной саги, рассказе о ярких и неоднозначных личностях, о выборе своего пути и о судьбе, о желаниях и о долге, о любви и ревности, зависти и дружбе, о смелости и благоразумии, и кто знает, о чем вам прочитается ещё.

Для меня сейчас (а я точно знаю, что буду перечитывать роман) «Иосиф и его братья» - это, прежде всего, книга о личной судьбе и о реализации своей судьбы.

Родители и боги благословляли своих любимцев одинаково двусмысленно. Благословенье их было силой и шло от силы, ведь и любовь была только силой, а боги и родители благословляли своих любимцев из любви сильной жизнью, сильной и своим счастьем и своим проклятьем.

До чего же непросто – быть благословенным, не говоря уже о том, что и лишенным оного неудачникам надо как-то выживать! Благословение – не чудесный подарок и не залог непременных успехов и счастья. Это Путь. Путь, требующий напряжения всех сил, применения всех способностей, путь познания мира и познания себя, постоянно требующий осмысления и переосмысления, путь порой невыносимо трудный, но неизменно приносящий удовлетворение потому, что это твой путь.

Благословение не означает даже простой ясности на тему того, что именно является твоим путем и как можно сделать по этому пути первый шаг. Более того, иногда, чтобы сделать этот шаг благословенному нужно нарушить закон:

– Время пришло. Господин хочет благословить тебя.
– Меня? – спросил Иаков, бледнея. – Он хочет благословить меня, а не Исава?
– Тебя в нем, – сказала она нетерпеливо. – Сейчас не до тонкостей! Не рассуждай, не мудри, а делай то, что тебе велят, чтобы не вышло ошибки и не случилось несчастья!

В трактовке Томаса Манна мне стало совершенно ясно, что следовать своему благословению - это значит, в том числе, и действовать так, что вначале ты будешь выглядеть в глазах других не самым лучшим образом и в краткосрочной перспективе наживешь только проблемы, но так, чтобы в итоге это способствовало всеобщему благу и гармонии.

И в этом смысле «Иосиф…» для меня оказался еще и невероятно оптимистичным и мотивирующим романом, ведь книга призывает к познанию и раскрытию себя, к смелости в принятии вызовов судьбы, говорит о том, что из бездны можно выйти перерожденным и о том, что можно быть понятым и принятым другими, следуя своему пути.

Быть может, есть мудрые люди, кому вышесказанное очевидно и без прочтения полутора тысяч страниц «Иосифа…», но, друзья, это ведь ещё и просто интересная книжка, к чему лишать себя удовольствия?

Комментарии


Подходит ко мне в Доме творчества Александр Бек:
— Я слышал, вы приобрели роман «Иосиф и его братья» Томаса Манна?
— Да, — говорю, — однако сам еще не прочел.
— Дайте сначала мне. Я скоро уезжаю.
Я дал. Затем подходит Горышин:
— Дайте Томаса Манна почитать. Я возьму у Бека, ладно?
— Ладно.
Затем подходит Раевский. Затем Бартен. И так далее. Роман вернулся месяца через три.
Я стал читать. Страницы (после 9-й) были не разрезаны.
Трудная книга. Но хорошая. Говорят.

Из Довлатова. :)


Не так страшен Манн, как он о себе думал.)
Другое дело, что пока не прочитаешь - не поймешь.)


Примите восхищение - вес взят! В смысле - толстая книга прочитана. ))
У меня почему-то перед этой книгой некоторый испуг ввиду ее грандиозных объемов. Купила по случаю, теперь периодически стряхиваю пыль и размышляю, когда же...
Надеюсь, что

Не так страшен Манн, как он о себе думал.)

Разве что вес - пока. Но не в последний раз читаю.)
Вообще-то читается весьма живо, реально как чисто событийно увлекательная семейная сага. Главное - сразу не отвлекаться для "уточнить факт" или "посмотреть трактовку у ..." ))


Буду знать, что залпом надо. )) "Волшебная гора" хорошо прочиталась, легко. Надо собраться с духом. и начать.


А у меня "Волшебная гора" теперь в планах. Буквально - возвышается рядом.)


Ну она просто "девочка" по сравнению с этой. Такая небольшая возвышенность ))


По моим ощущениям - всё наоборот.)


Это я про объем - в полтора-два раза меньше. А так тоже гигант, конечно.


Сам по себе объем меня никогда не пугал, тем более, что "Волшебную гору" не нужно будет заканчивать к определенному сроку.)


Игры - серьезное дело, с дистанции уже не сойти, т.к. команда у вас. Я так не могу, мне нужно самой выбирать, что читать. И никаких сроков!


Я так много лет жила, пока не впала в игровое искушение.)
И не жалею, иначе мои страхи мешали бы мне многое прочесть.)


Меня пока не искушали )) Что-то в этом есть. А я пока смотрю, что читают другие, и тоже делаю для себя заметку.


Всему свое время и всякому времени свои искушения.)


Не знаю, не знаю... Мой девиз: "стойкость".


А зачем?)
Так приятно поддаваться искушениям...
Чему же еще, если не им?


Смотря каким. Игровым не поддаюсь, не азартна. А вот какие-нибудь более приятные варианты... Все возможно ))


Я тоже не азартна. В книжных играх - другое.)


Уже искушаете ))


Если бы я умела...))


Прекрасная рецензия на прекрасное произведение.

У меня такое чувство сопричастности с вечностью вызывает практически любой роман Манна, но "Иосиф", конечно, нечто особенное в этом плане.


Спасибо!
Манн - удивительный автор, я пока читала только "Будденброков", "Иосифа..." и новеллы, не перечтаю восхищаться его глубиной и эрудицией. На очереди - "Волшебная гора".


глубиной и эрудицией

Да, именно так, какой-то поразительный уровень.

Давно мечтаю выкинуть из головы все, выделить время и медленно перечитать "Волшебную гору", но пока не получается.


Думаю, "Волшебную гору" неплохо читать в местах, похожих на описанные в романе, где-нибудь в Альпах.)


Вот где точно можно выкинуть из головы все лишнее))


Если отключить телефон и не выходить в интернет, то, наверное можно и в наших палестинах...)


Естественно, но там можно почти, если не полностью, уединиться от житейских проблем) И заботиться лишь о вникании в дискуссии Нафты и Сеттембрини))


Такими темпами я к обеду напишу заявление на отпуск...)


Мне самой бы удержаться от соблазна хD


Можно предаться соблазну коллективно )))


Такой... соблазнительный соблазн))


Просто обожаю этот роман!

Отличная рецензия!!!)))


Спасибо! Теперь точу зуб на «Волшебную гору».)


"Волшебная гора" - это мой самый любимый роман всех времен и народов )))))


Тогда я точно не раскну писать на него отзыв.)))


Это почему?
Главное не ставь меньше 5 звездочек ))))


Я сама на него отзыв не рискнула написать))))


Думаю, оценка Манна меньше 5 звездочек вообще крайне маловероятна.)

Я сама на него отзыв не рискнула написать))))


А вот это - зря.)


Прекрасная рецензия, спасибо! "Иосиф" -- шедевр, и те, кто его прочли, обрели поистине бесценный подарок (духовный). Я его читала дважды, и второй раз с не меньшим интересом, чем в первый. Не спорю, это несколько сложный для чтения роман, он требует кое-каких знаний, ну и, конечно же, терпения. Лично я его в первый раз читала одновременно с Библией ("Бытие"). Что же касается "Волшебной горы" -- то это совсем другой роман и о другом. Но также, как и "Иосиф" -- великолепен! Читайте!


Спасибо! Я уверена, что буду перечитывать Иосифа, интересно, как это будет на новом этапе жизни. Жаль, что не пришлось прочесть в молодости, "Иосиф..." помог бы многое упорядочить в голове.)


Мое первое знакомство с "Иосифом" произошло уже в зрелом возрасте, после сорока. И это знакомство помогло мне по-иному посмотреть на мою жизнь, а главное -- осознать, что она не бессмысленна и что у меня есть предназначение (как, впрочем, и у каждого человека в жизни), что, в свою очередь, помогло сделать мне некоторые смелые шаги. Вот как книга может повлиять на события жизни! Вторично я перечитала "Иосифа" лет через десять -- и снова восторг и упоение от чтения! Кажется, и в третий бы раз перечитать -- да много других интересных книг, которые ждут-не дождутся своего часа...


Кажется, и со мной что-то такое происходит, новый этап "кризиса среднего возраста" + Манн - взрывоопасное сочетание.)


Но это сочетание может оказаться очень полезным, чего искренне Вам желаю!


Благодарю1 Я уже знаю, что с хорошими книгами можно пережить любые испытания.


А также пережить и моменты счастья: читательского счастья!


Безусловно.)


Вынырну на время из своего колодца:) Опять правда придется говорить, что "прочитаю", а хотелось бы, что "прочитал". Но у меня "Иосиф и его братья" имеются, как раз вот в этом издании, какое у тебя на картинке. Ну и рецензия придвигает к книге, конечно.

Раз про Манна по существу пока сказать не могу, скажу опять про Канта: По Канту ведь нравственный закон существует априори, в этом и сила, и (возможно) слабость его нравственной концепции. Но, если сейчас говорить о силе, то сила в том, что нравственный закон существует совершенно независимо от того, как вообще поступают люди. Их поступки - это следствие их жизненного (скорее беззаконного) опыта, а нравственный закон - закон разума. Поэтому не обязательно на что-то надеяться - что закон этот существует. Он существует, даже если надеяться (глядя на поступки людей) совершенно не на что. На это можно надеяться:)


Вынырну на время из своего колодца:)


Хоть я и понимаю пользу периодического пребывания в колодцах, но чисто по эгоистическим мотивам одобрить не могу.)

Про Канта писала по мотивам нашего разговора, я понимаю, что реальное поведение людей вовне и наличие нравственного закона внутри почти не связаны, но я не уверена, что «нравственный закон» - из сферы разума.


Да уж есть такая потребность, тут главная проблема, что как нырнешь, потом не так просто вынырнуть:) Канта еще собираюсь основательно перелопатить, можно будет вернуться к разговору.


Кстати, ты согласен с мыслью о вреде Канта?)


Нет, не согласен. Кант как раз очень полезен - хотя бы в смысле наращивания интеллектуальных мышц:) Хотя я понимаю, что, скажем, "Критика чистого разума" - слишком не подарок.


Мне тоже кажется, что философские сочинения всегда полезны, вне зависимости от согласия/несогласия с мыслями автора и от степени подготовленности читателя.)


Во всяком случае, самим философам полезно думать, что дело обстоит именно так. То есть скорее даже - приятно.


А что приятно, то и полезно.)


Ну уж нет. Что приятно, то подозрительно:)


А подозрения разве не приятны?)


Это мне как-то в голову не пришло. Надо разработать теорию подозрительности:)


Видится мне в этом оттенок психиатрии.)


Это подозрительно:)


А это - приятно)