Больше рецензий

19 августа 2015 г. 11:16

645

5

В рецензии имеются спойлеры, котрые ну ничуть не испортят книгу, так как сюжет у Горького - вещь последняя, погоды не делающая.
----------------------------------------------------------------------------------------------------

Новой гордости научило меня мое Я, которой учу я людей: не прятать больше головы в песок небесных вещей, а гордо держать ее, земную голову, которая создает смысл земли!*

Я бы выучила это наизусть, да где взять столько памяти. Книга - просто сумасшедше красивая. Она такая: звенящая, поющая, плачущая, скрежещущая зубами от злобы и бессилия, сострадательная, вольная, гордая. (да знаю, что книга выглядит в моем описании монстром слезливым-зубастым, но Горький- гений, умеет каким-то образом делать книгу живой, говорящей, не монстрообразной, а невероятно красивой)
Каждая страничка - откровения, оголенные провода электричества, боль человека отчаявшегося, его стремление найти смысл, найти что-то, ради чего вообще стоит жить. Еще - обида на бога. Сомнения: что ж ты, бог, не видишь разве, как люди твои живут? Э-эх.

Дальше...


Он разговаривает с богом, да. Он его чувствует, он рядом с ним с рождения. С того момента, как подкинули младенца к часовенке. Кто он, откуда, какого роду-племени - кто знает? А воспитывал его дьячок Ларион - чудной человек, который, хоть и в церкви православной служил, но был сам как языческий божок, с птицами пел, со всякими букашками хороводился. Да и Матвейку - подкидыша всякими сказками забавлял. Про Бога много рассказывал. Бог у него был добрый, мудрый, не церковный, нет. Выше.
Не стало Лариона, пришлось Матвею самому свой хлеб добывать. Хотел по-честному, да не получилось. "Хочешь жениться на моей Ольге? - спрашивает хозяин, он же отец девушки - зарабатывай. За нищего не отдам." - примерно так. И научил, как можно зарабатывать.
Тяжело Матвею далась эта сделка. Обращается он к богу: ну ты видишь, для благого дела же надо. Женюсь, потом отработаю, отмолю грехи...
Но умерла и жена, и ребенок маленький. И не в себе усомнился Матвей, не себя винит в случившемся. Надо на кого-то ему вину переложить, а на кого еще, кроме Бога, других-то нет. А от чувства собственной вины так невыносимо, что решил повеситься.
Не получилось. Пошел исповедоваться, что в боге усомнился, что верить в него не может, как раньше. Не принимают его исповедь. Гонят взашей, ибо как это язык-то повернулся сказать такое! И пошел тогда Матвей бога искать. Или себя.
И куда только его, нашего героя, не бросало. Везде люди живут. И добрые, и не очень, и в плохом хорошее, и в хорошем - плохое. И у каждого бог - свой. И храм - свой.
Для попа, кое-как исполнявшего службу, храм - его дом, семья. А церковь? Что церковь, работа, не более.
Для протопопа бог - власть. Он именем Бога наказывает, его Бога защищает полиция, государство. Бог протопопов темен, страшен, гневлив, немилосерден, мстителен.

Куда же вы Христа прячете? На что вместо друга и помощника людям только судию над ними ставите?..


Привели нашего героя пути неисповедимые в поисках бога в монастырь. Но и там нет бога. Есть театр для прихожан - зрителей, лицемерие, пьянство, грехи мирские, да только от глаз людских спрятаны они подальше.
Случилось Матвею говорить со старцем-отшельником. В яме тот сидел, во гробу при жизни. От людей подальше, чтоб к богу - поближе. К богу обращался мысленно, а перед собой везде черта видел. Бог далеко, очень далеко от старца, а черт - рядышком. То на печке сидит, то паучком по стенке бегает...
Другой монах учит, что бог - выдумка одна.

- Я тебе вот что скажу: существует только человек, всё же прочее есть мнение. Бог же твой - сон твоей души. Знать ты можешь только себя, да и то - не наверное.

И что не найти бога в монастыре.

Что есть монах? Человек, который хочет спрятать от людей мерзость свою, боясь силы её. Или же человек, удручённый слабостью своей и в страхе бегущий мира, дабы мир не пожрал его. Это суть лучшие монахи, интереснейшие, все же другие - просто бесприютные люди, прах земли, мертворождённые дети её.

Чувствуешь бога - вот и славно. Другим и этого не дано.
Побрел наш странник дальше. Кто я, что я, есть ли он вообще, бог, кто я без бога? - кто научит, кто подскажет?
Разные люди встречаются на пути. Искренние, хитрые, злые. А загляни чуть глубже, чем видно на первый взгляд:
Этот ноги прохожим моет, страдания человеческие облегчает. А на самом деле - с богом торгуется, подсчитывает добрые дела свои.
Вот злая женщина, ядовитая и колючая. Словом, взглядом ударит каждого. А на самом деле... Нет, не добрейшей души человек. Страшной судьбы. Беспросветной. Мало того, что без будущего... Нечем прокормить ей себя. Нечего ей дать детям. Мучить их такой жизнью или (читайте сами). Страшные судьбы. Стон людской по всем дорогам. Где бог?

"Бог умер" - говорит в это время Ницше.
"Бога не было" - говорят дарвинисты.
"Надо создать нового бога" - витает идея в атмосфере.
"- Свято место не должно быть пусто. Там, где бог живет, - место наболевшее. Ежели выпадает он из души, - рана будет в ней - вот! Надо веру новую придумать… надо сотворить бога - друга людям!" - пишет Горький.
Пишет очень красиво. Пишет страшно. И страстно. Горький в "Исповеди" - бунтарь, не созерцатель. Его исповедь выстрадана, строчки - то, что выхожено по многим дорогам, слова - слышанные от многих людей, рожденные от виденного своими глазами. Слова человека, не мирящегося с действительностью, с униженным состоянием всего вокруг, а знающим свое человеческое достоинство. Гордый тем, что он - человек свободный, который сам не хочет быть рабом и к другим обращается: поднимите голову, вспомните о своей гордости.

Как обидно, что в свое время (в советское) Горького сделали знаменем революции, убили его чудесные книги школьной программой, бунтарские идеи, которыми зачитываются у Ницше, экспроприировали, национализировали и притянули за уши к Октябрьской социалистической революции.

Выбросьте все, что вам говорили о Горьком в школе, открывайте заново писателя. Вы не поверите, насколько он отличается от того, плакатного "буревестника революции".
"Исповедь" очень советую читать одновременно с книгой Камю "Человек бунтующий" - в таком сочетании раскрывается во всей красоте и Горький, и Камю.
И еще - Ницше. Горький с ним просто поет в один голос. Какими красками заиграли его (Горького) притчи на фоне "Так говорил Заратустра". Почитайте. Приятных открытий.

P.S.

— Вы почему не веруете в бога?
— Веры нет, Лев Николаевич.
— Это — неправда. Вы по натуре верующий, и без бога вам нельзя. Это вы скоро почувствуете. А не веруете вы из упрямства, от обиды: не так создан мир, как вам надо.

(Из диалога Горького и Льва Толстого)

Ветка комментариев


Можно узнать: у вас с Л.Н. Толстым какие-то принципиальные разногласия?) Прошлась по вашему списку, там только трехзвездочное "Воскресение" и пяти - "Анна Каренина". Что не так с Л.Н.?))


Списку не стоит верить, само собой, что я, как и большинство, читала "Войну и мир", "Крейцерову сонату" и пр.)
Можно сказать, что я люблю Толстого как писателя, но не люблю как мыслителя.


откуда (с какой вещи) пошла нелюбовь, если не секрет?)


С самой первой прочитанной, с ВиМ, читала первый раз лет в 13 с увлечением и интересом, потом перечитывала дважды.


Все интереснее)) Что же там за мысли такие у Толстого, что не совпадают до сих пор с вами?)


Про "до сих пор" не скажу, не перечитывала лет 10, но если в общем, то в ВиМ меня бесили почти все "положительные" персонажи и нравились почти все "отрицательные", он прекрасно описывает характеры, но как только переходит в область оценок - мы не совпадаем.)


Если бы вы чуть с большей симпатией относились к Горькому, я бы вам порекомендовала вот эту книгу) Ах, какой чудесный там Толстой!)) Но вы же читать не будете)
Как это вам удается вычленить оценки у Толстого?)) Я вижу только симпатии-антипатии к героям. Пробую вспомнить явно оценочные характеристики героя - никак)


Мои симпатии и антипатии не всегда влияют а выбор чтения.) Цитаты посмотрела, мне очень понравилось...

Толстой слишком умен и талантлив, чтобы прямо писать "хороший Пьер" или "плохой князь Василий", но все же понятно, что того же князя Василия и всю его семью он осуждает, а Пьера - нет.


Но ведь князь Василий у него вышел таким очаровательным мерзавцем (вы же согласны, что он очарователен?)), и даже любимица Толстого Наташа Ростова была в него влюблена). Осуждение - это потом. Прописан-то он с большой симпатией))
Пьер - там довольно сложная фигура, когда читала в школе, почему-то казалось, что автор много своего показывает именно через Пьера (а как себя осудишь?). Ну и Наташку за приличного надо было замуж отдать. Андрея автор убил, за кого идти-то?))


Князь Василий очарователен, но Толстой все время подчеркивает его легкомыслие, пустоту, отсутствие "высоких" интересов, ясно, что автор считает Василия худшим человеком, чем старый князь Болконский. Что до Наташи, то эта дурочка была влюблена чуть ли не во всех мужских персонажей.)))


Она была влюблена даже в старый дуб и луну (хотя она и женского рода),состояние такое. И княжна Марья тоже туда же. Всех любит без разбору) И женских и мужских персонажей).
О противопоставлении героев - там все неоднозначно) Но разгадка, на мой взгляд, именно в биографии писателя. Он же постоянно борется со своими демонами. Они у него есть, и никуда их не спрячешь, может быть поэтому отрицательные герои у него такие родные?) А всякие Левины - это то, к чему автор стремится, строит для себя идеальный мир, вымучивает идеальный образ, но как же от этих идеальных зевать хочется)


Хорошо, если только зевать. Меня так от Левина тошнит.) Наташа попросту дура, это у неё пожизненное "состояние", а княжна Марья - "умная дура" - два варианта идеальных жен на выбор.
Да и вообще отношение к женщинам у Л.Н. такое, что после его книг хочется пойти и записаться в самое агрессивное феминистское движение.


К женщине он, на мой взгляд, относится непримиримо враждебно и любит наказывать ее, — если она не Кити и не Наташа Ростова, то есть существо недостаточно ограниченное.


Сулер, Чехов, Сергей Львович и еще кто-то, сидя в парке, говорили о женщинах, он долго слушал безмолвно и вдруг сказал:
— А я про баб скажу правду, — когда одной ногой в могиле буду, — скажу, прыгну в гроб, крышкой прикроюсь — возьми-ка меня тогда!

Любил он женщин. Как-то очень уж странно)
Мою любимую героиню так он вообще в самом начале романа убил. Я думаю, что тоже из любви - чтоб не мучить ее все четыре тома, как Наташу)


Любил чисто потребительски, а по сути - боялся. Цитаты чудесные совершенно.
Удивительное дело вообще - ведь мог же по-человечески к умным мужчинам относиться, а в женщинах не мог потерпеть ничего подобного.


Любил чисто потребительски, а по сути - боялся.

Так вот же!) Потому как искусительницы))


Умному и сильному нечего бояться искушений...)


Почему это?) У каждого есть свои слабости)


Ну вот вы разве боитесь искусителей мужского пола?)


Зачем же мне толстовские страхи?)) У меня своих хватает)


Думаю, что вы добрее к источникам своих страхов, чем Л.Н.)))


Не знаю)) У моих страхов нет лица, они скорее абстрактные.

Поделюсь с вами очаровательными ахами-страхами)


От таких очаровательных ахов-страхов я бы не отказалась.))


Забирайте))


Осталось придумать, куда деть свои.)))


Ну, для таких милах найдите местечко))


Согласна!


Приятно встретить единомышленника.)