Больше рецензий

951033

Эксперт

будет лямзать

16 августа 2015 г. 23:08

444

5

Три самые первые опубликованные повести Аксёнова. По двум из них тут же сняты фильмы по его сценариям.
"Коллеги" (1960) экранизированы в 1962 Алексеем Сахаровым. В ролях троицы врачей Василий Ливанов, Василий Лановой и Олег Анофриев. "Звёздный билет" (1961) экранизирован в 1962 Александром Зархи как "Мой младший брат". В ролях троицы семнадцатилетних недорослей Александр Збруев, Олег Даль и Андрей Миронов (у всех троих это практически дебюты в кино и сразу в главных ролях) плюс Олег Ефремов как старший брат. Смотрятся оба фильма влёт и на ура, но им сложно переплюнуть близкий по духу "Мне двадцать лет" ("Заставу Ильича") Марлена Хуциева и Геннадия Шпаликова 1964-го. Грубо говоря, Шпаликов написал сценарий более аксёновский по духу, чем сам Аксёнов.

Два аксёновских фильма сняты очень дословно, практически лоб в лоб с текстами повестей, поэтому уже после просмотра читать их скучновато. Зато в 1963 Аксёнов и Лановой поехали с "Коллегами" представлять СССР на Международный кинофестиваль в Буэнос-Айресе (в 1962 году на аргентинском кинофестивале приз за лучшую женскую роль получила Надежда Румянцева с "Девчатами"), поездка эта описана в рассказе "Под небом знойной Аргентины", и там Аксёнов выделяет для себя других участников конкурсной программы: Дино Ризи с великолепным фильмом "Обгон" (приз за лучшую режиссуру; Ризи вообще хочется отметить: снимал он в основном комедии, но "Обгон" - шикарное модернистское полотно, а в 1974 Ризи снял первый "Запах женщины", перед которым меркнут унылые нелепые потуги американских ремейкеров), английский фильм "Одиночество бегуна на длинную дистанцию" по повести Алана Силлитоу, американский "Ребенок ждет" Джона Кассаветиса.

Весьма вероятно, что как раз такое внимание Аксёнова к кино, к неореализму 50-х (В СССР 50-х годов неореалистические фильмы имели беспрецедентный успех. Их появление на экране было бесспорным знаком ослабления жёстких идеологических рамок советской цензуры, а сами фильмы являли собою резкий контраст с предельно политизированным и дидактическим советским кинематографом 30-50-х годов и его жёсткими идеологическими и эстетическими канонами) и к сменившему его итальянскому модернизму Феллини и Антониони, в какой-то мере слегка подправило внутренний стиль Аксёнова как автора, и в 1962 году он пишет великолепную "Апельсины из Марокко", где уже прослеживается фирменный "ожоговый", чувственный, скачущий, хулиганский стиль письма.

01 августа 2015 Театр на Литейном открыл 107-й сезон премьерой спектакля "Апельсины из Мароккко"
21 августа будут показывать снова. Пойду посмотрю, что к чему

Комментарии


Я, к своему стыду, и "Коллег" и "Моего младшего брата" неоднократно с удовольствием смотрел, а сценаристом не интересовался. Фильмы хороши.


А "Мне двадцать лет" как?
Не знаю, связано ли как-то это, но "Коллеги" и "Младший брат" снимались Мосфильмом, а "Мне двадцать лет" - Студией Горького, и "Мне двадцать лет" вышел местами очень смелым в творческом отношении, гораздо более интересным, нежели слегка схематичные фильмы по Аксёнову. Шпаликов вообще очень интересный кинодеятель, хотя как режиссёр снял всего один фильм "Долгая счастливая жизнь" - тоже очень достойный.

И тем интереснее наблюдать этот перелом комсомольца Аксёнова: после оголтелого оптимизма первых повестей за каких-то два года он выдал местами откровенно скандальные "Апельсины"


"Мне двадцать лет" произвел на меня в свое время впечатление. Он довольно неореалистичен, нет? Это просто энный период из жизни ребят, пресловутое "окно в мир". Танцы в подворотнях, будни ячейки общества.


Да, вот если Коллеги с Братом - обычные советские истории, где в главных ролях люди, то "20 лет" - какой-то небывалый европейский уровень свободы, а в главной роли там, кажется, Москва.


Мне кажется, что тогда в советском искусстве наступила пора рефлексии, в том числе и над самим советским искусством. Раньше его создавали из ничего, на пустом месте, был период создания мифологии - сталинский академически-античный кинематограф. А 60-е - осознание себя. И не только у нас. Я люблю восточногерманский кинематограф, там есть несколько фильмов, поражающих вот этой неожиданной от столь герметичного общества открытостью. С самоанализом. "Мне было 19" и "След камней", в частности.


Благодарю, посмотрю немцев, люблю что-нибудь внезапное из 60-х откапывать